Приветствуем, Родослав! Можешь представиться для тех, кто ещё не знаком с твоими работами и проектом «БлагоДарствие»?
Всем добра и здоровья. Я основатель интернет-мастерской на площадке ВКонтакте «Благодарствие». Сейчас там под 50 тысяч подписчиков. Сам я изначально вырезал чуров и посуду. Сейчас у меня свой бренд одежды «Дух предков», мастерская по изготовлению топоров. Супруга занимается созданием глиняных кумиров богов. Одновременно мы занимаемся трансляцией знаний о славянской культуре, традиции. О вере предков. В Instagram у нас также несколько площадок на каждое направление, с десятками тысяч подписчиков.
Скажи, как ты пришел к славянской традиции, что послужило толчком на этом пути?
Ещё со школьной скамьи был интерес. Спорил с учителем истории, за что получал заниженные оценки. Владимир Борисович до сих пор мониторит мои соцсети и пишет негативные комментарии. С одной стороны интерес к прошлому своего народа был на волне патриотизма. С другой — привлекала естественность родной веры, в отличие от церковной жёсткой структуры и догматов. Нашел единомышленника в лице друга, искали информацию вместе. К сожалению, как и многие, попались на удочку тайны и потеряли много времени на изучение «Славяно-Арийских Вед», состояли в общине Куровских. Начал свой творческий путь ещё на этой волне. В процессе активного изучения информации, общения с исследователями славянской культуры и деятелями общин, мировоззрение поменялось в сторону историчности и доказательности знаний.
Ты известен как ремесленник, мастер по работе с железом, изготовлению топоров и т. д. — как на этой стезе проявляются Боги и традиция, в твоем личном опыте?
Самое основное проявление богов в моем труде — это бесконечная мотивация. Энергия заниматься своим делом, ремеслом. Когда работа в кайф. Сам я не кузнец, мне ближе стезя Велесова. Это творчество, художественная часть. Ну и желание распространять свои работы, купечество, наверное. Тот же Велес. С одной стороны я не считаю себя хорошим продавцом, с другой хочу, чтобы мое творчество приносило радость как можно большему числу родноверов. Ведь чаще всего мои топоры берут на подарки. Иногда присылают видеоблагодарности. Это очень мотивирует. Вот и стараюсь развиваться в этом направлении. Сварог так же проявляется в любви к работе руками. В мастерской у меня стоит божница, перед ответственными моментами зажигаю свечу. Произношу слова благодарности богам за мой путь.
Какие символы просят изобразить на топорах (лезвиях, рукоятях) чаще всего?
Все модели идут от меня. Я воплощаю в сюжетах и символах свои магические формулы, в меру своего понимания. Индивидуальные работы на заказ не беру. Поэтому нельзя ответить, что чаще просят. Но могу сказать, что из моих разработок наиболее востребована медвежья, Велесова тематика. Перунова; тот же коловрат. И, как ни странно, — скандинавская. Одна из самых популярных моделей — топор «Варяг». Они в большом количестве уходят заграницу, в Германию, Америку, страны Скандинавии. Признаться, мне это льстит. Создал его аналог, «русского воина». Но он гораздо менее популярен.
Вопрос от профана мастеру: как правильно выбирать топор, чтобы он был «рабочей лошадкой», а не декором в доме? На что обращать внимание в первую очередь?
На этот вопрос я могу отвечать долго.
Во-первых, топор в доме это не только брутальный элемент декора, но и мощный оберег. Особенно усиленный символикой. Много было обычаев и обрядов в бытовой магии, связанных с топором.
Во-вторых, все мои топоры рабочие. На каждый я даю гарантию как минимум год. Я за то, чтобы мои изделия жили, работали и служили хозяину.
Приобретая инструмент, важно понимать, как чаще всего он будет использоваться. Будет это легкий походный топорик или топор, которым раз в месяц раскалывают пару чурок на мангал или баньку. Или в доме печное отопление и нужен колун? Исходя из этого я и помогаю своим заказчикам выбрать оптимальный вариант.
Как родилась идея «БлагоДарствия» и с чем ты связываешь успех сообщества?
Проект родился у нас с супругой 8 лет назад, одновременно с зачатием первенца. Верой и культурой предков я интересовался и раньше, а со временем взялся и за резец по дереву. Но именно тогда возникло желание и интерес делать изделия на продажу, развивать информационный ресурс. Благодаря нашему энтузиазму проект хорошо развивался и скоро к нам присоединился ещё десяток мастеров.
Факторов успеха много. Один из них это то, что это семейное дело. Супруга всегда поддерживает меня. Другой — что это дело души. Не из-за погони за деньгами начиналось все. Я только недавно ушел с основной работы. Порядочность, ответственность — тоже немаловажные факторы. Мы всегда стремимся, чтобы заказчик был доволен. Это наша награда, которая не менее важна, чем финансовая. Если возникают конфликты или непонимания, то мы в 99% случаев идём навстречу заказчику. 1% это совсем неадекватные, невыполнимые требования. И все равно мы расстраиваемся, когда такие ситуации возникают, переживаем.
Трудолюбие. Постоянный поиск как можно что-то улучшить. Доброта, щедрость. Мы нередко устраиваем розыгрыши наших изделий. Дарим подарки общинам, помогаем материально. От души. Из нашего дома никто не уходит без подарков. Думаю, боги видят все это и помогают нам. Хотя нам и самим приятно радовать окружающих. Это просто наш образ жизни.
Кстати один из важных факторов успеха — это готовность получать вознаграждение за свой труд. Поиск таких путей. Многие исследователи веры и традиции боятся этого, избегают. И часто становятся молчаливыми хранителями знаний. Потому что делиться знаниями — это труд. Бесплатно много трудиться не захочется. Работа эта ещё и неблагодарная часто. А деньги за такой труд многим брать стыдно, неудобно и непонятно как. Получается двойная жизнь — тратим основное время на то, чтобы прокормить семью. А любимым делом занимаемся в свободное время (которого нет). В результате информационно побеждают инглинги, которые дерут по 1000р за пятиминутный расчет «чертога». Гармония в том, чтобы дело души обеспечивало материально. Это логично и эффективно со всех сторон. Тогда будет у родноверия мощный подъем.
Немного каверзный вопрос: известно, что раньше группу упрекали за публикации материалов о славянской вере, которые были сомнительны, но сейчас качество материалов возросло. На какие источники и авторов ты опираешься в своем росте?
Да, я абсолютно не стесняюсь этого. Я всегда был честен с подписчиками. Что считал за правду — то и публиковал. Начиналось все с инглиизма и куровщины. Когда мы росли и менялись — менялась информация, транслируемая в группе. Кстати переход на качественно новую информацию — тоже был непростым актом. Много людей отписалось, сильно упали продажи. Люди хотят верить в сказку и не любят тех, кто им говорит иное. Но для меня правда и репутация дороже.
Я могу назвать трёх основных людей, которые меня отрезвили в хорошем смысле. Благодаря ним я пришел к изучению реальной культуры, а не чьих-то бредней. Это Светозар Рыжков, волхв Велеслав и Борис Аркадьевич Рыбаков. Эти личности были ключевыми в моем духовном пути. Сейчас конечно много кто оспаривает и осуждает труды Рыбакова и Велеслава. Но я с уважением и теплом к ним отношусь, благодарен за то, что указали мне «свет в конце тоннеля». Сейчас же обложился кучей разной литературы, исследователей веры и культуры предков с разных сторон. Жаль, времени на чтение мало — работа и семья забирают основные силы. Но я считаю, главное ухватить суть нашей веры, понять ориентиры, встроить «фильтр» в свою голову. Чего всем современным родноверам и желаю.
Ещё вопрос от профана мастеру: не было ли трудностей, связанных с отправкой ножей или топоров заказчикам по России и заграницу?
Когда-то были, в первые моменты. Вообще первые шаги — они самые сложные. И мне кажется, многие сдаются на этих первых шагах. Сейчас проблем нет. Топоры — это хозяйственный инвентарь. Приравнять их к холодному оружию можно так же, как и лопату. То есть никак. Нужно очень постараться. Но, конечно, существует такое предубеждение, изредка сталкиваюсь. Я сделал независимую экспертизу и в случае чего показываю сертификаты, этого достаточно. В планах сделать и госэкспертизу. Больше для себя.
Что бы ты сказал на прощание нашим читателям?
У вас аудитория — можно сказать сливки нашего языческого сообщества. Самые продвинутые. Хочу попросить их, чтобы были лояльнее к тем, кто ещё пока заблуждается. Агрессия порождают агрессию. Очень трудно поменять точку зрения через унижение и нападки. Нужно быть не только умным, но и мудрым. Пусть ваши знания служат теплым светом для окружающих, а не безжалостным обжигающим огнем. Тогда большее количество людей придет к родной вере.