Кандидат исторических наук, научный сотрудник Балтийского федерального университета имени И. Канта Роман Шиженский вот уже полтора десятка лет занимается изучением такого явления как «неоязычество». Корреспондент «Царьград. Нижний Новгород» задал учёному ряд вопросов, чтобы разобраться, опасно ли данное религиозное направление и в чём его особенности.

- Что такое неоязычество? Чем оно отличается от родноверия?

- Неоязычество – это мировоззренческий феномен русского и, шире, европейского язычества XX-XXI веков. Данный термин популярен в научной среде и у представителей мировых религий. Сами адепты этого явления относятся к такому понятию двояко. Часть из них не приемлет термин, считая его идеологизированным «продуктом» конкурентов. Другие – воспринимают «неоязычество» нейтрально, поскольку рассматривают сегодняшний вариант язычества именно как «новое» мировоззрение, соответствующее эпохе и правилам игры постмиллениума.

Наиболее удачное определение этого феномена принадлежит религиоведу Алексею Гайдукову, определяющему неоязычество как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией».

Термин «неоязычество» универсален, «родноверие» — это одно из его направлений, наряду с асатру, эллинизмом, друидизмом и т.д. Понятие «родноверие» имеет весьма неоднозначную историю происхождения. Согласно точке зрения руководителя «Объединения родноверов Украины» Галины Лозко (она же волхвиня Зореслава), дефиниция «родноверие» является лишь абстракцией, научной формой термина «родная вера». Впервые понятие «ридна вира» использовал в своих религиозных исканиях основоположник современного украинского язычества Владимир Шаян в начале прошлого столетия. Практически в то же время «родная вера» («родзима вяра») стараниями Яна Стахнюка входит и в польский языческий лексикон.

В среде польских родноверов популярна точка зрения, что сей термин появился именно в Польше, причём ещё в XIX столетии, а русский вариант понятия «родноверие» появился в результате посредничества украинских язычников

Иную версию происхождения термина предлагает волхв содружества общин «Велесов Круг» Богумил. Он считает, что начало родноверию было положено в 1997 году во время создания «Союза Славянских Общин». Благодаря активной позиции Богумила, в название была добавлена еще одна часть – «Славянская Родная Вера». Это было сделано для конкретизации этнической и религиозной составляющей союза. Однако Богумил признает, что при создании термина ориентировался на польскую традицию. В современную русскую языческую среду понятие ввёл другой идеолог «Велесова Круга» — Велеслав (Илья Черкасов).

- Чем отличается российский неоязычник от своих европейских и американских «коллег»?

- В сущности — ничем. Различия касаются направлений так называемой «традиции», претензий на её автохтонность и частных нюансов, затрагивающих сферы обрядовой практики, идеологии и т.д. Так, весьма популярный в Западном мире мировоззренческий феномен «викки» можно рассматривать как пример «языческого космополитизма». Подобный дискурс не будет пользоваться популярностью в этноориентированных вариациях язычества: русском «родноверии», польском «родзимоверстве», литовской «Ромуве» или норвежском «одализме». Или, скажем, популярные в среде околоязыческих сообществ а-ля нью-эйдж персоналии не признаются родноверами и объявляются носителями псевдоязыческой идеологии.

- Недавно вы оставили малую родину — Нижний Новгород и перебрались в самый западный регион страны. В Балтийском федеральном университете вы возглавляете профильную лабораторию. Чем же вы там занимаетесь?

- В связи с началом моей работы в Балтийском федеральном университете исследовательская деятельность претерпевает закономерный ребрендинг. Значительно расширяется экспериментальное поле. О масштабах красноречиво свидетельствует новое название структурной единицы: «Лаборатория религиоведческих исследований "Северо-Запад"». Миссией лаборатории является содействие развитию межконфессиональной, межнациональной толерантности в российском обществе путем непредвзятого научного анализа традиционной и новой религиозности в России, Белоруссии, странах Прибалтики.

Мы стараемся получить объективные данные о религиозной ситуации в Калининградской области, проводить необходимые экспертизы, привлекать научных работников университета им. И. Канта и внешних специалистов к исследовательской работе на базе лаборатории. К нашим задачам относится и организация семинаров и мастер-классов по тематике лаборатории, и комплексное рассмотрение деструктивных образований.

Среди привлеченных сотрудников лаборатории ведущие специалисты в области религиоведения, политологии, истории, в том числе и упомянутый выше президент Центра религиоведческих исследований «Этна» Алексей Викторович Гайдуков.

Инновационным дискурсом лаборатории продолжает оставаться исследование российского и европейского язычества XX-XXI веков. По-иному и быть не может, ведь мы и в Нижнем Новгороде являлись единственной в стране площадкой, специализирующейся на изучении религиозного нативизма.

- Имеются ли неязыческие общины в Нижегородской области? В каких регионах они наиболее развиты?

- В том или ином виде языческие движения представлены в большинстве субъектов России. Нижегородская область — не исключение. Общины действуют и в областном центре, и в районах. Кроме «традиционных» направлений, к примеру, того же родноверия, существуют и весьма специфические объединения, возникшие в первом десятилетии XXI века. Особенность таких групп состоит в конструировании синкретического мировоззрения, отходе от «чистой» этнической традиции. Несмотря на малочисленность последователей, данное направление хорошо структурировано и имеет отделения по всей стране.

Неоязычество – движение городское

С момента возникновения (вторая половина 1970-х) и по настоящее время центром религиозной жизни неоязычников является Центральный федеральный округ. Вместе с тем, в последнее время язычество активно развивается в Сибири. Об этом, в частности, свидетельствует создание «Сибирского веча» — содружества общин представителей языческих культов.

Не стоит забывать о влиянии «мировой паутины». Учитывая, что большинство неоязычников не состоят в объединениях (общинах, союзах), интернет становится информационной и пропагандистской площадкой, объединяющих неофитов из массы сочувствующих и безликой культовой среды.

Шиженский

- Кого можно в современном мире считать язычником? Для принадлежности к этому типу религиозного движения необходимо соблюдать некую обрядовость или достаточно, например, верить в приметы и домовых?

- Пожалуй, это один из ключевых вопросов для исследователей. Меня и моих коллег интересует вопрос: где тот Калинов мост через речку Смородину, после прохождения которого рядовой участник праздничного хоровода, становится полноценным адептом младоязыческого движения. Всё большее значение играет внешняя составляющая принадлежности к миру своих. Речь о языческой моде, тату, оберегах, художественной литературе жанра фэнтези, кино и т.д.

Есть и определенный «цементирующий» стандарт в виде обрядов имянаречения и очищения рядовых неофитов, посвящения в сословие служителей культа.

Следует учитывать факт весьма низкой религиозной грамотности новоязыческих масс

Во время опросов значительный процент респондентов не мог перечислить основные годовые праздники и источниковый комплекс, на котором зиждется мировоззрение того или иного сообщества. По словам неоязыческих лидеров, на крупных праздниках (этно-фестивалях) присутствует лишь 20-30% «истинно верующих».

Тем не менее, отдельные элементы этого мировоззрения весьма жизнеустойчивы. Не касаясь социальных, экономических и политических реалий, естественным образом подпитывающих движение, младоязычество получает неофитов из спортивных секций, кружков реконструкторов, военно-патриотических клубов, интернет-сообществ молодых писателей, экологов, «зожников», наконец, групп «кухонных интеллектуалов» и представителей нью-эйдж. Эта пассионарная масса выталкивает из своей среды идеологов-лидеров, и начинается новый виток – новоязыческие гуру притягивают адептов из обозначенных субкультур.

- Есть ли прямая связь между неоязычеством и националистическим экстремизмом? Какую опасность несут такие сообщества?

- Прямая связь националистического экстремизма существует далеко не только с неоязычеством. Достаточно посмотреть на радикальные объединения ряда сект и даже мировых религий. Что касается нового язычества, «ультра», безусловно, существуют. Об этом красноречиво свидетельствует статистика. Так, согласно данным одного из миссионерских отделов, только с 2005 по 2015 год, радикалами от неоязычества было совершено более восьми терактов по отношению к культовым объектам и прихожанам Русской православной церкви. С другой стороны, можно так же посчитать соответствующие «выпады» против язычников (данные есть на площадке «Красная лента» фонда традиционных религий).

Данное мировоззрение априори нацио- и этнонаправлено. Это аксиома. Естественно, переход черты, превращение из патриота (употреблю этот термин, несмотря на «затасканность») своей нации, этноса, в националистического фашиста или фашиствующего националиста, не допустим

Таких радикальных элементов и не так много в среде последователей языческого мировоззрения. «Кровь и почва» в большинстве общин трактуется с позиций здорового «почвенничества»: любви к своей земле, семье, закрытому социуму единомышленников.

Как любое мировоззренческое явление феномен нового язычества имеет свой аверс и реверс. Кроме отмеченного радикализма, к оборотной стороне медали следует отнести переиначивание истории – поиск «правильной», «скрытой», «истиной» истории; конструирование мифологии, обрядовой практики, в полном отрыве от источниковой базы; синкретизм учений и ритуалов: соединение несоединимого в угоду расширения базы языческой паствы и т.д. В свою очередь, аверс нового язычества, подчеркну, определенной его части, заключается в попытке, пусть во многом неправильной, дилетантской «реанимации русскости» во всем многообразии данного понятия.

Поиск

Журнал Родноверие