Круг языческой традиции — созданное в 2002 году международное объединение языческих общин, выступил 6 декабря с заявлением в поддержку обращения в Конституционный суд РФ лидера Атеистического общества Москвы (АтОМ) Александра Никонова, в котором содержится просьба дать оценку соответствия Конституции РФ гимна России, в котором упоминается Бог.

По мнению главы АтОМа, это оскорбляет чувства атеистов и неверующих, а также является нарушением конституционных принципов свободы совести и светскости государства. Речь идет, в частности о куплете гимна:

"От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая!
Хранимая Богом родная земля"

Напомним, что действующий текст гимна России утвержден в 2000 году. Автором его текста является поэт Сергей Михалков, для которого это уже третий опыт переделки текста на музыку Александра Александрова. Он был соавтором текста гимна СССР 1944 года, а также автором редакции текста гимна СССР 1977 года. Комментируя новый вариант гимна при его утверждении Сергей Михалков, в частности заявил, что, будучи верующим, стремился сочинить "гимн православной страны".

"Считаем необходимым выразить свою позицию по вопросу, поставленному перед Конституционным судом гражданином Никоновым А.П., поддержав его в целом в устремлении защитить свободу совести и конституционные принципы, — говорится в заявлении Круга языческой традиции. — Мы выступаем за равенство всех верующих и неверующих, людей разной конфессиональной и мировоззренческой направленности, за равноправие всех видов религиозных и нерелигиозных общественных объединений перед законом и обществом"

"С точки зрения язычников, хранение Отчизны и Земли-Матери верховным Богом, а также многими Богами (возможно написание и с маленькой буквы — богами), осуществляется совместно с самими людьми — гражданами, а не отвлеченной "могучей воли", упоминаемой в гимне, — отмечают авторы заявления. — В древних и современных верованиях славянских народов: русских, украинцев, белорусов — с сыновьим чувством к Земле-Матери относятся все традиционные боги, все ее почитают и хранят, а не кто-то один из них. В Гимне же очевидным образом подразумевается единственное божество, хранящее землю, но ему приписаны частично и качества языческого божества. Таким образом, понятие "Бога", использованное в Гимне, расходится и с коренными языческими верованиями русского и многих других народов России, и с мировыми религиями. Раньше на месте этого "Бога" подразумевалась "партия Ленина", а теперь она же осталась в виде абстрактного божества, не имеющего отношения к какой-либо религии"

По мнению язычников, гимн содержит дискриминацию неверующих и верующих политеистов по отношению к верующим монотеистам и закрепляет на символическом уровне неравноправность людей разных религиозных и нерелигиозных мировоззрений по отношению к государственной символике России.

В заявлении также содержатся другие претензии к тексту гимна, а церемония вставания при его исполнении расценивается как "обряд религиозного поклонения непонятного смысла".

В частности, язычники усматривают в стихах Михалкова шовинизм и идею избранности, превосходства одной страны и народов, проживающих на этой земле, а также необоснованное пренебрежение к другим странам и народам.

"В основу Государственного Гимна положена сомнительная мистическая идея. Мы как язычники также не можем ее поддержать. Если бы в тексте Гимна упоминалась Родная Земля с заглавных букв, то это совпало бы с нашим представлением о священности Земли-Матери. Понятие о Земле-Матери разделяют также многие христиане и мусульмане, несмотря на то, что понятия "родная земля" в христианстве каноническом и исламе нет (есть понятие "святой земли" — Иерусалима и Мекки). Возможно, и неверующие согласились бы на такое написание просто из глубокого уважения к нашему общему первоисточнику — земной природе. Но "родная земля" в контексте упоминания ее географической обширности сводится к обычной территории. Территорию, простую площадь нельзя ни любить, ни сохранять ей верность, ни тем более считать ее по непонятным причинам особо избранной Богом. Эта мысль гимна нарушает принципы мирного сосуществования и взаимного уважения с другими странами и народами",

— говорится в заявлении

"Сбережение Родной Земли — это основа существования наших народов, их будущего, и та национальная идея России, которая требует принятия гражданами ответственности за общее будущее. Это должно быть отражено в Государственном Гимне",

— подчеркивают язычники

В связи с этим авторы заявления предлагают, признав действующую редакцию гимна не соответствующей Основному Закону РФ — Конституции, разработать новую редакцию текста или новый гимн.

Подписи под заявлением поставили ряд представителей Круга языческой традиции, в том числе: Дионис Георгис (Любомир) — волхв, религиозная языческая группа Cодружество природной веры "Славия" (Москва), сопредседатель Совета Круга языческой традиции, Дмитрий. Гаврилов (Иггельд) — волхв, сопредседатель Круга языческой традиции, Михаил Студнев (Фенрир), ковен "Темное пламя Локи", сопредседатель Круга языческой традиции Сергей Дорофеев (Веледор) — верховода языческого объединения "Внуки Даждьбожьи" (Москва — Владимир), Николай Сперанский (Велимир) — волхв, религиозная языческая группа "Коляда вятичей" (Москва), Максим Буров — верховода Муромского языческого объединения "Великий Триглав" (г. Муром), Геннадий Годинков — водчий языческого "Круга Бера" (Москва — Реутов), Зобнина Светлана (Верея) — ведьма, религиозная языческая группа Cодружество Природной Веры "Славия" (Москва).

Поиск

Журнал Родноверие