В Вильнюсе открылась выставка тысячелетних находок, иллюстрирующих теории археолога Марии Гимбуцени.

22 сентября, как раз в День единения балтов , в Вильнюсском Доме истории открылась выставка «Богини и воины». Выставка посвящена памяти известного археолога с мировым именем Марии Гимбуцени.

Те , кто по стечению обстоятельств сейчас в Вильнюсе, пошли бы в гости — ул. Костюшко 3 (это 200 м от Гарри Гедиминаса).

Среди экспонатов – сотни скульптур женщин, талисманы, антропоморфные сосуды и другие. Многие из них стали свидетельством теории Гимбутцена, которая была изначальной основой европейской культуры до того, как в ней господствовала патрицентрическая культура воинов. Эти две культуры, по мнению Гимбутсена, столкнулись 6000 лет назад, и в результате дозирования европейская идентичность изменилась.

На выставке представлены 300 экспонатов и различных материалов из Румынии, Болгарии, Молдовы, Украины, Хорватии, Италии, Грузии, Финляндии, Латвии, а также литовские находки.

Выставка организована в трех залах и охватывает период в 5 тысяч лет. Первый зал представляет Эпоху Богини, второй – последующий за ней военный период, третий рассказывает о биографии Марии Гимбуцени.

Эпоха богинь – земледельческая община, которая начала формироваться почти 9000 лет назад рядом с европейскими собирателями и рыбаками. Эти земледельцы привезли с собой не только пшеницу и горох, но и скот, а главное — развили религию Богини.

Наследием той эпохи являются тысячи скульптур разного размера, большинство из которых изображают женщину или, согласно гипотезе Гимбутцена, Богиню-Создательницу. От Адриатики и Эгейского моря до Среднего Подунавья и Западной Украины расцвела культура, именуемая древнеевропейской (хотя что тогда ей предшествовало, и тем более подлинно, культура рыбаков)?

Культура Богини залесилась 6000 лет назад, когда из прикаспийских и причерноморских степей стали приближаться представители культуры курганов — вооруженные скотоводы, которые прятали в курганах своих умерших. Считается, что они несли с собой индоевропейский язык, патриархальные обычаи, трехчастное понимание мира.

Куратор выставки Инга Мерките вспоминает: « Все это Гимбутсен было описано 65 лет назад, но настоящее признание эта теория получила только в наше время, с последними исследованиями ДНК ».

26
Экспонаты на выставке

Бирута Мария Алсейкайте-Гимбутена (1921–1994) была одной из литовских эмигрантов, которые были вынуждены уехать из Литвы на Запад в результате советского вторжения во время Второй мировой войны. Та же участь, кстати, и всемирно известного французского семиотика литовского происхождения Альгирдаса Юлиуса Греймаса (1917-1992), и известного мифолога-исследователя и автора трехтомника латвийских данных о Солнце, бывшего президента Латвийской Республики Вайра Витебер . 1937).

Гимбуценя с любовью поддержал возрождение древней литовской религиозности и ее институционализацию в форме общины Рамува в последнее время. Ее идеи до сих пор культивируются в рамувовской среде, где существует сильная привязанность к женским культам Джамины, Габи, Лимы и даже Медейны (богини земли, огня, судьбы, леса).

Выставка продлится до 13 марта следующего года. Специально для выставки создана сувенирная линейка и каталог выставки «Истоки Европы: богини и воины». Это выставка, которую будут посещать всю жизнь. А недавно в Вильнюсе открылась выставка совсем другого направления — «Люди, умевшие воевать» ( Kariauti pratusi tauta ), о экспансивной древности.

Так в какое время мы живем сейчас? Святоотеческая послевоенная культура все больше страдает под ударами разного рода MeToo . А простые люди тем временем — по крайней мере, в нашей стране — находят передышку от этого архетипического конфликта, собирая грибы и ягоды в лесу (случайное серфинг в Интернете или также здесь?). А нет, опять трехсоставное постиндоевропейское видение мира…

27

Поиск

Журнал Родноверие