[видео]

В Краснокамском районе прошел национальный марийский праздник Семык.

О том, какие обряды в этот день совершают «последние язычники Европы», — в репортаже Эльмиры Шаеховой.

Пирожки с тыквой, кыстыбый с пшеном, и, конечно, блины. Без этих блюд не обходится ни один традиционный марийский стол. Готовить его жительница села Куяново Ира Акитарова начала еще накануне. Вся пища — обрядовая. Национальный праздник Семык берёт начало у восточных славян. И приходится на седьмой четверг после Пасхи, накануне Троицы. В этот день принято поминать усопших предков и просить у них благословения.

А еще в Семык нужно обязательно затопить баню. Сюда марийцы приглашают души покойных, вспоминают их поименно, символически парят, и провожают. После — облачаются во все белое.

Поминальные обряды сменяются весельем. Семык знаменует собой наступление лета. На торжества в село Куяново съехались гости со всей Башкирии, а также из соседних республик.

Праздничное шествие растянулось на всю улицу. С песнями и плясками. Народ веселится. Самое важно – подойти к каждому столу и попробовать угощения.

От изобилия яств разбегаются глаза. Пройти мимо просто невозможно. Чтобы приготовить такое количество еды, объединяются несколько семей.

Виталий Ялаев, председатель региональной национально-культурной автономии «Эрвел Марий» в РБ:

«Марийское гостеприимство обязывает нас, марийцев, с радостью встречать всех гостей, вне зависимости от национальности. Это отличительная черта марийского характера»

Их называют последними язычниками Европы. В Священной роще Кусото марийские жрецы, онаены, совершают молебен. Они призывают силы природы прекратить сезон дождей и даровать Башкирии теплое лето.

Вячеслав Шайдуллин, верховный онаен Краснокамского района:

«Марийские моления всегда связаны с душой березы, липы…трава…все это имеет божественное начало"

В хозяйстве деревни старейшины играют особую роль: знают, когда засеивать поля, а когда — собирать урожай.

Рощу для моления выбирают по принципу трех деревьев. Здесь обязательно должны быть липа — символ мягкости и женственности, дуб – символ мужской силы и береза – символ чистоты.

В Краснокамском районе сегодня проживают больше 9 тысяч марийцев. Проведение этого праздника словно эстафету передают из одного сельского поселения в другое.

Рустам Мусин, глава Краснокамского района РБ:

«Марийцы – молодцы. Они свои традиции сохраняют. Это язычество, они этого не скрывают. Все традиции, все праздники, которые язычники когда-то сюда привели, они прекрасно проводят»

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Свои традиции народ мари передает из поколения в поколение. Тем самым, сохраняя свою самобытность.

Поиск

Журнал Родноверие