Костюм уральской крестьянки начала XX века был представлен на показе в Нижней Синячихе 20 августа. Фото: Алексей Быков / ФолкЪ-ТолкЪ
На Урале проводят показы исторических костюмов — подобные носили предки более века назад. Автором одного из женских комплектов стала челябинская мастерица.
Сарафан, рубашка из домоткани и передник с ковровой и тамбурной вышивкой. Мастер по народным костюмам Ольга Спехова воссоздала праздничную одежду южноуральской крестьянки начала XX века. Изделия максимально повторяют костюмный комплекс, который происходит из Белокатайского района Башкирии и относится приблизительно к 1910 году. Оригиналы хранятся в одном из местных музеев.
Для сарафана мастерица использовала жаккард, а для рубашки с воротником-стойкой — домоткань, сотканную народным мастером Пермского Края, ткачихой Мариной Крысовой из Перми.
«Рубашка вся сшита вручную из ткани, сотканной также вручную. Почти все швы выполнены декоративной строчкой: я подрубила края деталей и потом детали собирала воздушным «козликом» (вид шва в вышивке — прим. ред.). Самый сложный узел — манжеты»,
— поделилась автор.
Фото: Ольга Спехова / vk.com
Черный передник, надеваемый поверх сарафана, вышит тамбуром и ковровым швом — это одни из старейших видов ручной вышивки. Для работы мастерице предоставили оригинальные изделия из музеев и частных коллекций. Комплекс включает еще пояс с филейными кистями на концах, его ткала ткачиха из Чайковского Юлия Немтинова.
Фото: Ольга Спехова / vk.com
Ольгой Спеховой также были созданы копии мужских рубах, одна из которых показывает, какой была праздничная одежда рабочих Салдинского завода на рубеже XIX и XX веков. Красная рубаха украшена тамбурной и ковровой вышивкой. Оригинал хранится в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал».
Фото: Ольга Спехова / vk.com
Все изделия сшиты для проекта «Эстетика традиционного Урала» культурного объединения ФолкЪ-ТолкЪ из Екатеринбурга. По словам этнолога, соучредителя, научного сотрудника Музея истории Екатеринбурга Вячеслава Печняка, женский костюмный комплекс из Белокатайского района поистине уникален. Относится он к крестьянам-«кунгурякам», русским переселенцам из Пермской губернии на Южный Урал, в современную Башкирию.
«Комплекс интересен тем, что перекликается с костюмом русского населения современных Кунгурского и Суксунского районов Пермского края. Архитектонически, по силуэту они очень похожи, но материалы разные. По всей видимости, у них сохраняется очень много домашнего ткачества, и это видно по рубахе — она изготовлена из многоремизного холста жаккардового переплетения, что большая редкость для Урала в принципе, потому что у нас население, поскольку оно было зажиточным, рано переходило на покупные ткани»,
— рассказал этнолог.
Оригинал женской рубашки из Белокатайского костюмного комплекса. Фото: Ольга Спехова / vk.com
Уникально и то, что сохранился целый комплекс одежды, потому что обычно на территории Урала можно встретить лишь предметы по отдельности. Белокатайский костюм дает возможность посмотреть, как раньше сочетались вещи, в том числе по цветовой гамме и силуэту.
Этнолог отмечает, что в целом на Урале народный костюм очень разный. В одной только коллекции культурного объединения — около 20 комплексов. По большей части они затрагивают территорию Среднего Урала.
«Есть также казачий комплекс Южного Урала. В планах — замахнуться на сакмарцев, это локальная группа внутри Оренбургского казачьего войска, которая происходит генетически от яицких казаков. Кроме того, нас интересует территория Пермской губернии вообще — мы шьем несколько зауральских комплексов, это современная территория Курганской области, а раньше это был Шадринский уезд Пермской губернии»,
— подчеркнул Вячеслав Печняк.
Отметим, что проект культурного объединения ФолкЪ-ТолкЪ реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Исторические костюмы представляют на показах, которые сейчас проходят в основном в Свердловской области. Один из них был недавно — 20 августа в Нижней Синячихе. В планах у организаторов — посетить фестивали в Челябинской области и регионах Сибири.