Череп быка был обнаружен в погребальном сооружении на кладбище древнего минойского дворца Петрас на востоке Крита. Минойские отношения с быком являются культовыми, во многом благодаря легенде о Минотавре в лабиринте Кносского дворца и повсеместному присутствию быка в минойском искусстве. Этот череп быка, датируемый периодом между 1920 и 1750 годами до н.э., является древнейшим свидетельством реального жертвоприношения быка, найденным в минойской гробнице.

То, что сейчас является низкими холмами, было полуостровами по обе стороны узкого залива, когда Петрас был основан около 3400 г. до н.э. На западном холме были обнаружены остатки дворца и сопутствующего городского поселения. На восточном холме сохранились остатки двух поселений разных периодов (3400-2900 гг. до н.э. и 14-12 вв. до н.э.). Кладбище было обнаружено во время раскопок восточного холма в 2004 году. Предназначенный для элиты дворцового поселения, он непрерывно использовался с 2800 года до н.э. примерно до 1750 года до н.э. и находился в нетронутом, необустроенном состоянии.

petras site

Кладбище состоит из 26 больших погребальных сооружений, используемых в качестве хранилищ костей, а не в качестве основных мест захоронения. Погребальные здания имеют сложную поэтажную планировку, в каждой из которых по 14 комнат. Комнаты были богаты погребальной и ритуальной мебелью, в том числе керамикой, камнями для печати, ювелирными изделиями, каменными сосудами, бронзовыми и каменными орудиями. Некоторые помещения использовались для хранения сосудов, используемых в погребальных ритуалах. Это крупнейшее кладбище минойского допалактического (3500-1900 гг. до н.э.) и протопалактического (1900-1750 гг. до н.э.) периодов, а его длительное заселение и незастроенное состояние делают его уникальным источником информации о минойской религии и культуре.

Череп быка был обнаружен на земляном полу в зоне 8 Погребального корпуса 9.

“Других костей животного, кроме черепа, не было. Очевидно, что жертвоприношение произошло на другом участке кладбища”,

К черепу прилагались шесть сосудов и две раковины тритона: чашка, три кувшина с широким носиком (prochooi), цензор и лампа. Раковины тритонов, “которые очень важны в минойской религии (...), являются чем-то священным, как и быки”, — отмечает археолог. Сосуды и раковины были разбросаны по всей площади 8. Поскольку территория была открыта небу, лампа указывает на то, что она использовалась либо для освещения цензора, либо для освещения помещения, если ритуал проводился ночью.

pottery deposits

Она говорит, что жители Минойи, как и в других регионах мира, не стали бы смешивать ритуальные предметы смерти с повседневными предметами.

“Сосуды оставались бы в зоне (ритуала), потому что, как и в других обществах, все, что было связано со смертью, никогда не возвращалось в жилой комплекс для использования, но они ломали его и оставляли на кладбищах”

Стиль и дата изготовления керамики позволяют отнести место жертвоприношения примерно к 1850 году до нашей эры.

“Мы не знаем, что побудило эту элитную семью принести в жертву чрезвычайно ценное животное, — говорит Ципопулу, — но, возможно, это последовало за сильным землетрясением, пандемией или опасным и фатальным природным явлением, таким как цунами”

Быки в мифологии ассоциируются с морем, отмечает она.

Исследование черепа быка в Оксфордском университете показало, что язык был удален, сломав нижнюю челюсть после смерти, но до отложения. Поскольку язык считался деликатесом, это свидетельствует о том, что бык был съеден до того, как череп был сдан на хранение. Анализ черепа также показал, что бык был одомашнен и ему было около пяти лет, когда он умер.

Поиск

Журнал Родноверие