Впервые лидеры литовской и латышской этнорелигий перечисляют города по краям старобалтийского пространства.
По случаю Дня единства балтов 22 сентября глава латышских диетуров Андрейс Брокс и лидер литовской “Рамувы” Иния Трынкуненя выступили с совместным обращением от имени религиозных организаций, которые они возглавляют.
В обращении, помимо прочего, говорится:
“Несмотря на то, что сердце земель балтов сейчас свернулась в литовское и латвийское государства, мы помним про границы нашей прародины, о которых нам все время напоминает история и языкознание. И хотя сегодня ни политически, ни экономически всё огромное балтское наследие не сплоченное, но мы совершенно свободны своим духом охватить всю Святую Землю наших предков и таким образом тронуться жизненных сил и духовных сокровищ, что она нам дает. (...) Мы будем стремиться, чтобы среди основных религиозных ценностей “Рамувы” и Диетуров старобалтийское пространство – наша Святая Земля – все время была освещена нашей вниманием”
В обращении также приводятся слова общей молитвы к Земле:
“Благодарим Тебе, Святая Земля, что держишь нас, носишь, что принимаешь нас и прячешь. Благодарим Тебя за первые ростки и богатство урожая. Священная Земля Предков, дай нам богатого урожая, усиливай здоровье, умножай жизнь”
Заканчивается праздничное обращение перечнем:
“Основные города пределов Святой Земли: Варшава – Ровно – Житомир – Киев – Чернигов – Курск – Орел – Москва – Тверь – Псков”
Надо сказать, что называние городов по периферии основания старобалтийского пространства с губ литовско-латышских этнорелигиозных деятелей звучит впервые. Этот перечень в подписанном А. Броком и И. Трынкуненяй обращении сопровождается изображением карты, на которой обнаружено старобалтийское пространство в описанных пределах.
Не менее заметно также, что в обращении не упоминается сражение 22.09.1236, если совместное войско жемойтов и зямгалаев разгромившее силы меченосцев (эта дата считается поводом для Дня единства балтов). Такое продвижение акцентов и правда выглядит более актуально на фоне того, что с каждым годом все больше мест на востоке основания старобалтийского пространства (Воронеж, Тверь, Москва, Вязьма, Курск) принимают участие в Перагуку огней, и идея явно не вмещается в рамки литовско-латышского дуэту.
Добавим, что не до конца просветленным остается время начала того Перагуку огней. Принято, что костры зажигаются в восемь вечера – это когда уже почти совсем стемнело. Тем временем солнце заходит, 22 сентября, в пору осеннего равноденствия, без малого на час раньше. Завершение светлее и теплее поры года имела бы быть сосредоточено как раз на моменте захода солнца, на переживания этого момента, который обозначает, что темнейшого времени отсюда делается больше.
Достойным выглядит и поддержание традиции сжигать жертвенного соломенного козлика в знак благодарности за блага теплой поры года. В Литве, а также в нашем крае вместе со Смоленщиной, такое практикуется не первый год, тогда как латыши еще не присоединились к этому совместному действию.