detail image afd967fb4a89f87c6cfc6f3393a8581a
Неизвестный художник. Портрет девушки в русском костюме. Первая половина XIX века. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан.

12 апреля — 18 июня 2023 года ВТ. — ВС. 10:00-18:00 Дворец царя Алексея Михайловича, Большой выставочный зал: проспект Андропова, д. 39, стр. 69

12 апреля в музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Кокошник. Традиции красоты». Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича представляет русские праздничные и повседневные, женские и девичьи головные уборы середины XVIII — конца XIX века.

Головные уборы являются неотъемлемой частью русского народного костюма. Они передавались в крестьянских и купеческих семьях из поколения в поколение, что делает их ценными для изучения и понимания материальной культуры России.

Русский народный костюм сам по себе очень консервативен и традиционен. Указы Петра I внесли коренные изменения в облик городских жителей, запретив ношение старого русского костюма, однако эти новшества не коснулись крестьян. Таким образом, крестьянский костюм стал основой национального традиционного костюма, сохранив этническую самобытность. Это же коснулось и головных уборов. Причем женский костюм оказался в меньшей степени подвержен внешним изменениям, так как женщины были менее мобильны по сравнению с мужчинами, которые могли отправляться на заработки в город, где перенимали некоторые элементы городского костюма. Кроме того, сохранению традиционных форм женского костюма способствовали суеверия, связанные с представлениями о том, что элементы костюма определенного вида, кроя и отделки защищали свою хозяйку от негативного воздействия злых людей и нечистой силы. Ведь именно женщина как хранительница традиций и очага, мать, вынашивающая и воспитывающая будущих продолжателей рода, в большей степени нуждалась в этой защите.

В дальнейшем сложились локальные традиционные формы народного костюма, содержащие элементы одежды, характерные только для данной местности. Это коснулось и головных уборов. Например, так называемые однорогие кокошники с выпуклой частью надо лбом были характерны для Олонецкой губернии. Высокие островерхие кокошники говорят о том, что их обладательницами были женщины, живущие в Костроме или Ярославле. Двурогие кокошники в виде полумесяца бытовали во Владимиро-Нижегородской местности, откуда распространились по Среднему Поволжью, и т.д.

В Среднем Поволжье в силу этнокультурных особенностей заселения края в русскоязычной среде бытовали элементы как северорусского (сарафан и кокошник), так и южнорусского (понева и кика) традиционных костюмных комплексов. Таким образом, в собрании музеев республики Татарстан оказалось большое количество разнообразных по типологии и происхождению предметов русского народного костюма, представляющих безусловный интерес благодаря своему разнообразию. География происхождения головных уборов, представленных на выставке, обширна: Архангельск, Олонец, Ярославль, Кострома, Галич, Тверь, Москва, Тула, Рязань, Воронеж, Владимир, Нижний Новгород, Поволжье, Казань, Свияжск, Уфа.

Рекомендуем посетить выставку вместе с гидом, в рамках сборной экскурсии — так знакомство с экспонатами станет еще более увлекательным.


Ф.С. Журавлев. Боярышня. 1896. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан.

image 01469d5ddd826187af577765a7fe20ad
Кокошник. Костромская губерния. Конец XVIII века. Из собрания музея «Новый Иерусалим».

image c8503c61e327e39dc05849d5175a12cf
Кокошник. Костромская губерния. XIX век. Из собрания музея «Новый Иерусалим».

image c4ff8ee0c7454b258585274ebd4e8603
Головной убор женский праздничный. Кокошник. Из собрания Национального музея республики Татарстан.

image c09e823fb769f6881f4fd19fe5807388
Праздничный головной убор замужних женщин. Кокошник. Из собрания Национального музея республики Татарстан.

image 902e287cd24f12876949d6659265e05a
Повязка. Середина XIX века. Из собрания Этнографического музея Казанского федерального университета.

image 28efe0b707cbd333597ea033eb136912
Сборник («шамшура»). Вологодская губерния, конец XIX века. Из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника.

image 590e4d3b7e12aedd114a5bee02c24eff
Праздничный головной убор замужних женщин. Кокошник. Из собрания Национального музея республики Татарстан.

image 31808a09593a836eb12591ea2c2cc7f2
Фото с вернисажа выставки. Главный хранитель музея-заповедника «Коломенское» Ольга Полякова и генеральный директор Национального музея республики Татарстан Алиса Вяткина.

image ebe2298ce9009fad9da4800db370ef0b
Фото с вернисажа выставки. Представители музея-заповедника «Коломенское» и Национального музея республики Татарстан.

image 443c96dd8a5be02b2ccb6b8212cc8b0a
Фото с вернисажа выставки. Экскурсия с куратором Наталией Дроздовой.

image 21a9d4dbce402a43f81e5f7c4f9d3392
Фото с вернисажа выставки. Экскурсия с куратором Наталией Дроздовой.

image 35ef16e3a96113d71049219d0d7e8c3fimage 2390e0097899412d642b466919a948b4
image 4067171a4d4a21410d9eb124d900d179
Фото с вернисажа выставки. Главный хранитель музея-заповедника «Коломенское» Ольга Полякова и генеральный директор Национального музея республики Татарстан Алиса Вяткина.

image e988dce2efb787712dde02bc1d850670
Фото с вернисажа выставки. Представители музея-заповедника «Коломенское» и Национального музея республики Татарстан.

image 31d86ce4a4c76a9b09a0683c3f2d802e
Фото с вернисажа выставки. Экскурсия с куратором Наталией Дроздовой.

image 33e061ed78a409436c52e9ccf99dddca
Фото с вернисажа выставки. Экскурсия с куратором Наталией Дроздовой.

image 0db05d14c13c1fe2fd3269e813270b71image cbbbce7d7a0d3ffa524019968ef6b575image 8c71e5a72c7d09b09d0eb64677294f74image 10ade153ca55d4cb807e1eb1ed249fe3image 3f39dbde160bbc50b533bcdb6897be60image d548ba24b88cdd2babba8b008dbb2498image 86cfedf45240ac4a3474280b88b91580

Кокошник по праву считается самым нарядным русским головным убором. Свое название он ведет от древнерусского слово «кокошь», что означает «курица». Буквально — «курица» на голове, но имелось в виду, что кокошник похож на куриный гребешок, венчающий голову курицы, как и кокошник — голову женщины. Кокошник — головной убор замужней женщины, полностью покрывавший волосы. Быть с непокрытой головой при посторонних или на улице считалось для замужней женщины позором.

Лицевая часть кокошников обильно украшалась жемчугом, перламутром, цветными стеклышками или настоящими драгоценными камнями, позументом, вышивкой, вставками узорчатой шелковой ткани или цветной фольги. Затылочная часть выполнялась из шелка или бархата и украшалась узором из золотных нитей. Вместе с тем, несмотря на общие характерные черты отделки, одинаковый крой и форму в каждом конкретном регионе, невозможно найти хотя бы два кокошника, которые были бы полностью идентичны.

Помимо кокошников, бытовали самые разнообразные виды женских головных уборов, которые также можно увидеть на выставке: кики и сороки, повойники и волосники, а также девичьи головные уборы — повязки и венцы.

Выставка элементов русского народного костюма была бы неполной без самого костюма. Поэтому в экспозиции будут представлены праздничные женские наряды Архангельской, Воронежской и Казанской губерний. А шелковые золототканые платки, лубок и живопись дополнят повествование.

Проект организован совместно с Национальным музеем республики Татарстан, Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан, Этнографическим музеем Казанского федерального университета и Государственным историко-художественным музеем «Новый Иерусалим».

В рамках выставки «Кокошник. Традиции красоты» пройдет мастер-класс «Куда иголка, туда и нитка!». На нем дети узнают, какие предметы украшала вышивка, в каких техниках и с какими инструментами работали мастерицы, а затем смогут попробовать создать вышитый сувенир своими руками. Занятия будут проходить по субботам во Дворце царя Алексея Михайловича.

Кроме того, с 15 апреля по 26 августа во Дворце будет открыт субботний лекторий «История музея — в лицах», посвященный столетию музея-заповедника. Слушатели лекции «Царицы и царевны династии Романовых в первой половине XVII века» узнают, какую роль сыграли женщины в окончании Смутного времени, а также об образе жизни и занятиях царицы и ее дочерей. Познакомиться с нюансами средневековой моды в высшем сословии и нарядить куклу в древнерусский наряд можно на лекции «"А сама-то величава, выступает, будто пава…" Как наряжались русские знатные женщины в XVII веке». Занятия будут проходить по субботам во Дворце царя Алексея Михайловича.

Поиск

Журнал Родноверие