Настоящая рыбалка, мордовская одежда, традиционные песни и пляски — все это можно было увидеть на республиканском празднике мордовской культуры «Валда Шинясь». В этом году праздник приобрел еще больший размах и удивил гостей необычной постановкой.

«Валда Шинясь» – праздник со времен язычества

На республиканском празднике мордовской культуры «Валда Шинясь» все участники и гости смогли окунуться в атмосферу мордовской деревни. В подворьях были представлены интерьер и быт мордовского дома, где гости отведали блюда национальной кухни и познакомились с выставкой мордовских национальных костюмов.

«В нашем подворье представлен „Рыбный стан“. Мордва издревне занималась рыболовством, практически у всех дома были ловчие снасти. Мы стараемся из года в год показывать этот быт в нашем подворье гостям на „Валда Шинясь“. Раньше у нас этот праздник не так широко отмечали, но в последнее время он набирает все большие обороты. Что особенно хорошо — в этом заинтересована молодежь»,

— рассказывает Светлана Поселкина, представительница мордовского народа.

abfb41489d5ec78dc26e2a587531b37b
«Рыбный стан» на празднике «Валда Шинясь»

В Татарстане «Валда Шинясь» отмечается уже десятый год подряд. Праздник берет свое начало еще со времен язычества, люди тогда поклонялись солнцу, просили у духов хороший урожай. Сейчас этот праздник превратился в народное гулянье, в котором участвуют все соседние народы республики.

«В Татарстане показывают масштаб праздника»

Провели праздник в селе Кильдюшево в Тетюшском районе Татарстана. Сегодня в нем проживает около 400 человек, большая часть из которых — мордва. Всего в республике проживает около 15 тыс. мордвинов, а в России — около миллиона. Приехали в Татарстан и гости из республики Мордовии.

«В Мордовии мы этот праздник не празднуем, мы в первый раз у вас в Татарстане, очень удивлены таким масштабам и тем, что в таком дальнем уголке празднуется на таком масштабе этот праздник. Мы, честно говоря, даже и не знали, что здесь есть наши корни, это очень приятно и удивительно»,

— рассказала Анна Трифонова, солистка мордовского фольклорного коллектива «Вармава».

c40093103fdbc1de99b90efa22ef7a7c
Провели праздник в селе Кильдюшево в Тетюшском районе Татарстана. Сегодня в нем проживает около 400 человек, большая часть из которых — мордва.

Первое упоминание о Кильдюшеве датировано 1648 годом. В Пострельной книге города Симбирска, ныне Ульяновска, есть запись о том, что в тот год «инородцу-мордвину Паркайке Кедюшеву выдано пахотной земли в количестве трех тысяч четвертей». По одной из версий, именно этот человек является основателем села. Среди местного же населения ходит легенда о том, что поселение основал мордвин из племени мокша Кильдюш Дмитриевич. Но есть вероятность того, что Пакрайка Кедюшев и Кильдюш Дмитриевич — одно лицо. Доподлинно это неизвестно, поэтому каждый для себя решает сам, какую из версий считать наиболее правдоподобной.

Мордвины живут в этих краях в мире и дружбе вместе с татарами, чувашами и другими народами на протяжении десятков лет. Удивительно и то, что они смогли сохранить свой национальный язык, ремесло и музыку. На национальной одежде и предметах быта народа много колокольчиков и монеток для шума. Мордвины верили в духов и нечисть, поэтому вешали на как можно больше звенящих предметов, чтобы их отпугивать.

«Мы молились, чтобы не пошел дождь, и это сработало»

На «Мордовском подворье» представили предметы, характеризующие местный деревенский быт двадцатых годов прошлого столетия — лопаты, плуги, ткацкие станки, столярные инструменты, гончарная, кузнечная.

«Мордвины ходили в лаптях, как и все, ходили за водой с коромыслом, готовили кашу и щи в печи, толкли крупу в ступе. И конечно, вся жизнь сопровождалась песнями и народными сказками. Мы стараемся это сохранять в нашей деревне и очень рады, что республика так внимательно относится к культуре всех народов»,

— рассказала нам в «Мордовском подворье» Людмила, жительница Кильдюшево.

186a871ecb0ba95838b979dcf2efe0f9
​​Особенно интересной картиной для гостей стал пролог праздника. На нем собрались не менее 50 жителей села

Особенно интересной картиной для гостей стал пролог праздника. На нем собрались не менее 50 жителей села, они вместе с казанскими танцовщиками и актерами подготовили настоящую интерактивную мордовскую легенду. Как рассказала режиссер этой постановки Мария, над этой идеей и ее воплощением работа велась четыре месяца.

«Пролог посвящен тому, как главный герой возвращает народу солнце. Это постановка художественная, все взято из мордовского эпоса „Мастарава“. На основе этого эрзянско-мокшанского эпоса связали постановку. И еще очень интересный момент — общее моленье, называется он „Пасченгодь“, в переводе „Благослови“. Мы все на моленье вставали и молились, чтобы на праздник не пошел дождь, который обещают уже две недели. Как видите, это сработало»,

— рассказала Мария.

Поиск

Журнал Родноверие