На высокой надзбручанской горе, входящей в Товтрский кряж, бьют три священных источника, которые почитаются с глубокой древности. Все они вытекают из одного скального массива, расстояние между ними всего около сотни метров. Целебные источники во времена волхвов входили в Звенигородский сакральный комплекс. Возле них археологи раскопали остатки культовых зданий, и нашли следы жертвоприношений. Благодаря целебной воде эти колодцы почитались как священные и после того, как отсюда ушел последний язычник.

На соседней горе Богит, входившей в Збручанский культовый центр, когда-то стоял Збручанский идол. Это каменный четырехгранный столб высотой 267 см., изображающий верховного бога наших предков — четырехликого Световида. Идол разделен на три яруса, символизирующие три мира — небесный, земной и подземный. Кроме того каждая из граней столба одновременно изображает и отдельное божество языческого пантеона — Даждьбога, Перуна, Ладу, Мокошь и Велеса. Некоторые детали, в частности форма и отделка сабли Перуна, позволяют датировать идола X веком. Сейчас статуя находится в Краковском археологическом музее.

Идола нашли в Збруче, когда он «выглянул» из воды во время страшной засухи 1848 года. Тогда река сильно обмелела. Упомянутый Збручанский культовый центр в популярной литературе красочно именовался Страной волхвов, Республикой волхвов, Языческим Ватиканом и т. п. Ядром Страны волхвов были четыре священных городища, раскинувшихся по соседству: Звенигород, Богит, Говда, стоявших на правом берегу Збруча, и Иванковецкое городище — на левом. Главным и самым крупным среди них был Звенигород.

Надзбручанские священные городища возникли в глубокой древности. В частности, часть валов Звенигорода насыпаны еще при скифах, а дольмен на Богите возвели в IV-V тысячелетиях до н.э. Однако расцвет Збручанского культового центра приходится на X-XIII вв. Тогда, после изгнания князем Владимиром волхвов из Киева, на берега Збруча переместился духовный центр древнерусского язычества. Надзбручанские святилища соперничали с храмом Световида в Арконе на балтийском острове Рюген (он же легендарный Руян, он же сказочный остров Буян).

В священных городищах не жили, не занимались ремеслами и не торговали. Они предназначались исключительно для проведения ритуалов, мистических церемоний и совершения жертвоприношений. Постоянными жителями святилищ были только волхвы, их слуги и ученики. Остальные же язычники жили неподалеку в многочисленных поселках-спутниках. Волхвы руководили всеми аспектами жизни на подчиненной им территории, однако неизвестно, кто же стоял во главе Страны волхвов – единовластный верховный жрец или какой-то жреческий совет.

Для священных городищ характерна довольно сложная структура, ведь все постройки здесь имели определенное мистическое значение. В частности, на Звенигороде валы выполняли не оборонительную, а сакральную функцию. В древности их венчали не привычные стены, а жертвенные очаги. Эти валы не защищали от нападения, а отделяли территорию богов от обычного мира. Среди священных городищ археологи раскопали специальные ритуальные рвы и колодцы, в которые бросали жертвенные вещи. Здесь найдено большое количество хлебных печей. После выпечки священных хлебов, которые принимались во время сакральных трапез, у этих печей тоже приносились жертвы. Конечно, в каждом городище были обустроены площадки, где стояли идолы.

Находки показали, что святилища посещали паломники разных социальных слоев. Здесь обнаружены ценные украшения, которые были по карману богатым боярам и князьям, и жертвоприношения простолюдинов — серпы, долота, тесла и другие орудия труда. Приходили к богам и воины, чтобы пожертвовать свое оружие. Среди жертвенных вещей имеется и христианская атрибутика, например, изготовленный в Киево-Печерском монастыре крест-энколпион. Осуществлялись здесь и человеческие жертвоприношения. В частности, только в Звенигороде археологи раскопали не менее 30 человеческих скелетов, принадлежавших, как взрослым, так и младенцам.

Страна волхвов исчезла лишь в середине XIII в. Есть версия, что ее остатки еще тлели в начале XIV в. Интересно, что никаких следов каких-либо разрушений здесь не найдено, как и свидетельств боевых действий. Волхвы и их последователи просто убрались восвояси. Это не было какое-то спешное бегство — уход тщательно готовили. В частности, забросали камнями жертвенные ямы и рвы. При этом никто даже не позарился на множество драгоценностей и дорогих предметов, которые там лежали. Это же касается и вышеупомянутого идола Световида. Его сбросили в реку не абы как, а уважительно спрятали до лучших времен в водах Збруча.

Потом эти священные места еще долго почитались местными жителями. Тайные службы в честь древних богов в надзбручанских горах осуществлялись даже в начале XVII века! Со временем Звенигород стал сакральным местом и для христиан. В комплекс языческих святилищ Звенигорода входила и небольшая пещера, ныне известная как Пещера отшельника. Находится она у подножия очень живописной скальной гряды, на самой вершине Звенигородской горы. Возникновение Пещеры отшельника связывают с каким-то святым человеком, который поселился в этих краях где-то в тридцатых годах XIX в. Он, мол, и выкопал в скалах упомянутую пещеру (она действительно наполовину рукотворная). Эта легенда кочует без ссылки хоть на какой-то первоисточник.

Скорее всего, пещера возникла гораздо раньше, и даже не при волхвах. На это указывает ряд признаков. Уже сама скальная гряда несет на себе прямые следы человеческого вмешательства. В частности, три вертикальных монолита, украшающие его вершину, — рукотворные. Огромные многотонные плоские глыбы под скалой — тоже не естественные, а установленные людьми. Мегалиты не характерны для славянского язычества, а присущи гораздо более давней медно-каменной и медной эпохе. Фактически весь Звенигородский скальный кряж является большим мегалитическим сооружением. По всей каменной стене скальной гряды видны различных размеров углубления, в которых только специалист может увидеть дело рук человеческих. В этих нишах в свое время стояли какие-то идолы, а скальная стена была своеобразным храмом.

У самого входа в пещеру видно большое углубление, напоминающее огромный след лапы. По одной из местных легенд, это след удара лапы змея, который пришел, чтобы прогнать отшельника. Однако святой старец с помощью горячей молитвы превратил его в кучку песка. Легенда, скорее всего, не так уж безосновательна. В христианской мифологии змей воплощает не только врага человеческого, но и старую веру. В знаменитом образе св. Юрия (св. Георгия Победоносца) змей в первую очередь олицетворяет именно язычество. Если внимательно рассмотреть «след дракона» то хорошо видно, что он оставлен инструментом, которым на этом месте сбили какое-то изображение, возможно, какого-то языческого божества, которое впоследствии уничтожил отшельник.

Саму пещеру, скорее всего, создали одновременно с мегалитами скального гребня и она была частью древнего храма. Собственно, изначально здесь были только глубокая щель в скале и небольшой грот-карниз. Часть пещеры образовали, углубившись в скальный массив и расширив щель, частично — выбив из камня фрагмент наружной стены. Сейчас пещера состоит из двух кладовых. В одной, что сразу у входа, святые отшельники молились, в дальней каморке — жили. В молитвенной части сегодня обустроена небольшая часовня и установлены простенькие иконы. В «жилой» каморке сохраняется нижняя часть фигуры св. Онуфрия Великого. Обычно обломок статуи развернут так, что снаружи кажется, что это какой-то каменный стульчик. Если же присмотреться, то видны грубо вырезанные склоненные в коленях ноги и длинная борода святого.

Св. Онуфрий Великий, напомним, прожил в пустыне в одиночестве шестьдесят лет и считается самым авторитетным христианским отшельником. Его изображение традиционно имелось в пещерах и гротах, где уединялись люди, которые хотели повторить духовный подвиг этого святого. Фигура звенигородского св. Онуфрия создана не позднее XVII в. На самом деле здесь жил не один человек, а целая «династия» отшельников, которые сменяли друг друга. Последний из этих святых людей трагически погиб от пули какого-то солдата, когда в сентябре 1914 года здесь проходил фронт. На старой фотографии хорошо видно, что в начале ХХ века верхняя часть фигуры св. Онуфрия стояла у входа в пещеру. Какова ее дальнейшая судьба — неизвестно.

Святой Онуфрий был не единственной сакральной фигурой, которая украшала Пущу отшельника. В частности, удалось найти фотографию с фигурой «Иисус во гробе». В качестве пещеры-склепа древние отшельники использовали... древний дольмен! Что это не просто естественная щель, а именно дольмен, можно легко убедиться при детальном осмотре. Хорошо видно, что верхняя глыба специально поставлена на меньшие камни под ней. Отшельник, который установил фигуру Иисуса именно в этом месте, хорошо знал, куда и зачем установлена статуя. С давних времен дольмены служили символическими дверями между мирами. Поэтому здесь был двойной символизм — мертвый Иисус, который вскоре должен воскреснуть, лежит как раз на границе мира живых и мира мертвых. Фигура Иисуса исчезла после Второй мировой, как и туловище св. Онуфрия.

Поиск

Журнал Родноверие