В ходе археологических раскопок в Патриаршем саду впервые во Владимире ученые обнаружили останки древних владимирцев, кремированных по языческому обряду, а также захороненных по финно-угорскому обряду с заворачиванием в бересту.
Раскопки в дальней (южной) части Патриаршего сада столицы Владимирской области, переживающем масштабную реконструкцию, второй год поражают археологов удивительными находками, которые позволяет по-новому взглянуть на средневековую историю города Владимира. Только за пару последних недель раскопки принесли две настоящие сенсации.
В 2016 году археологи на разной глубине в нескольких местах Патриаршего сада неожиданно обнаружили останки жителей Владимира 12-15 века — всего более 80 костяков. Четыре погребения удивили археологов сохранившимися фрагментами шелковых византийских воротников 12 века, вышитых золотой нитью с ликами Богоматери Оранты и языческих грифонов.
Больше, чем роскошные заморские ткани, в которых ходила верхушка владимирского домонгольского общества (княгини или жены дружинников), археологов удивили особенности похоронной культуры средневековых жителей города Владимира.
Прямо над захоронениями горожан 12 века граждане Владимира, жившие лет на 50 позже, сделали высокую насыпь, и бывшее кладбище превратилось то ли в оборонительный вал, примыкавший к Козлову валу, то ли в сторожевой пост, прикрывавший город со стороны Клязьмы. А еще позднее (14-15 век) в этом месте опять начали хоронить прямо в оборонительной насыпи — в один-два слоя, поверх покойников 12 века.
Над останками еще семерых человек археологи обнаружили белокаменные резные плиты, которые были характерны для захоронений 15-16 веков. По фрагментам богатой одежды археологи пришли к выводу, что это два родовых захоронения владимирской знати 12 века.
Все эти захоронения 12-15 веков производились по христианскому обычаю: в гробах, со сложенными на груди руками, с ориентацией «восток-запад».
Однако в нескольких метрах от «кладбища-вала» археологи нашли совершенно другой тип погребения. В глубокой (больше 3 метров) узкой траншее длиной 20 метров в несколько рядов лежали 10 гробов с останками, ориентированными с севера на юг. Нарушение христианского обряда захоронения навело ученых на мысль, что эти умершие могли быть иноверцами (иностранцами).
Еще более интереснее находка была сделана в июне 2017 года при раскопках на местах будущего залегания новых коммуникаций Патриаршего сада. В одном из раскопов, опять же под несколькими плотными слоями покойников 14-15 веков и 12-13 веков, были найдены останки, предположительно мужчины, завернутые бересту.
Специалист «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» Светлана Очеретина рассказывает, что в результате раскопок стало понятно, что тело этого покойника сначала обернули в бересту, затем положили в гроб и гроб еще раз обернули в бересту.
Генеральный директор «Владимирского областного центра археологии при ВлГУ» Лариса Гальчук заявляет, что на территории города Владимира подобный тип захоронения ученые находят впервые. Он характерен скорее для некоторых языческих финно-угорских племен. Костяки, завернутые в бересту, встречались в раскопках курганов в Петушинском районе Владимирской области:
«Это свидетельство смешанного культа. Он положен по христианской традиции, то есть — положен с востока на запад. Но завернут в бересту, что является как бы демонстрацией культа финно-угров и язычников».
И совсем сенсационная находка произошла 6 июля в раскопе между новым Учебным корпусом базы юннатов и новой котельной Патриаршего сада, там где будут проложены трубы отопления и горячего водоснабжения.
Под тремя слоями умерших 12-15 веков, положенных в том же загадочном валу, совсем неожиданно показались контуры венчика горшка. Аккуратно сняв еще несколько сантиметров земли, археологи застыли в изумлении. Внутри горшка явственно просматривались обожженные фрагменты человеческих костей.
Это ни что иное, говорят ученые, как языческая кремация — сожженные останки умершего жителя древнего Владимира.
«Что касается антропологии. Мало что можем сказать. Мы понимаем, что это человек. Скорее всего, пожилой человек. Вероятнее — женщина. Но это под вопросом. Пожилой, потому что есть ряд изменений возрастных на коленной чашечке. Все, что мы видим пока — это длинные кости рук и ног, недогоревшие, но прокаленные. По видимому, сожгли где-то на стороне, сложили в горшок, и ритуально закопали», — говорит известный антрополог, старший преподаватель кафедры антропологии биологического факультета Московского Государственного Университета Наталья Гончарова, которую пригласили во Владимир оценить «сенсационность» открытия.
Уникальную находку, впервые встречающуюся в земле города Владимира, полностью раскапывать пока не стали и законсервировали до приезда во Владимир академика Николая Макарова, директора Института археологии РАН.
Стоит отметить, что в прошлом году в Патриаршем саду в одном из классических христианских захоронений 12-13 века в ногах у покойника, лежащего в гробу, уже находили горшок. Но он был пустой. В нем ученые увидели отголоски языческого обряда.
Останки, завернутые в бересту, и горшок с кремированным человеком добавили еще несколько деталей к пестрой картине погребального культа во Владимире домонгольской эпохи. Разнообразие обрядов захоронения — чисто языческое, христианское с отголосками язычества и классическое христианское — говорит о том, что в те времена на одной небольшой территории достаточно мирно уживались различные группы людей.
«Разные захоронения разных групп людей. Мы бы сейчас сказали, что это были разные этносы. Но это не были разные этносы. Это разные культуры, разные культурные ветви. Это свойственно ранним славянам. В 12 веке мы не можем говорить, что были чистые славяне или чистые финно-угры. Они все-таки уже аккуратно смешивались к этому времени на протяжении 200 лет. Они ассимилированные, но тем не менее они по каким-то причинам сохраняют свой обряд захоронения.
Другой аспект. Если мы говорим, что это строительство города, люди приехали строить столицу, собрали лучших из лучших из разных мест, из разных культур. Но они настолько друг друга уважали, и градостроители к ним уважительно относились, что захоронение не разграничивали. Потому что самое священное было есть и будет — это обряд захоронения. Они позволяют хоронить людей разной веры на одном месте. Это мультикультурализм, это дружелюбность, либерализм и веротерпимость славян», — говорит Лариса Гальчук.