[видео]

Семья из поселка Боголюбово возрождает вековые ценности. Отец и дочь, Вадим и Ясна Сташкевич увлекаются старорусской культурой во всех ее проявлениях, возвращая забытые обычаи и традиции в семейный быт и в наше время. Шьют костюмы, воссоздают старинные предметы, даже читают книги на церковнославянском. Слово Александре Лебедиковой.

Не просто диалог — настоящее искусство. Художник Вадим Сташкевич и его четырнадцатилетняя дочь Ясна знают это наверняка. Интерес к древнерусской культуре — дело семейное.

Старинные книги Вадим покупает у знакомых. Говорит — дочь читает их взахлеб. На ветхих страницах Ясна находит особый смысл и жизненные уроки. Процесс непростой, но увлекательный.

Ясна Сташкевич,сказительница, этно-актриса:

Сначала просто училась читать, потом переписывать, потом на слух. Выучила разные формы одной буквы. То есть, тогда была биформа, и в тексте было несколько форм одной буквы.

На выставках своего отца Ясна выступает в тематических костюмах. Основа нарядов — всегда подлинный "винтаж". А вот головные уборы и некоторые украшения — дело рук ее родителей. Адаптируя моду прошлого под современность — они создают поистине уникальные вещи.

Ясна Сташкевич,сказительница, этно-актриса:

Сам сарафан и рубаха Архангельской губернии 19 века — то есть это не реконструкция. Кольца тоже того времени — 19 века. То есть все подлинное кроме некоторых деталей как например головной убор.

Мастерская Сташкевича находится в Боголюбове. Это тот случай когда место само "выбрало" художника. Много лет назад по благословению митрополита Владимирского и Суздальского — Евлогия, Вадим и Ясна прибыли сюда, чтобы украсить гробницу Андрея Боголюбского.

Вадим Сташкевич, художник, керамист, специалист по древнерусскому искусству:

Это очень драгоценное получилось место во всех смыслах. И в духовном, и, насколько я знаю, это единственная в России часовня из фарфора. То есть из самого дорого материала.

Любовь к творчеству у Ясны от папы. И это не только интерес к старинным текстам, но и прикладное искусство. Из глины Ясна создает украшения с затейливыми орнаментами по типу древнерусских изразцов. Говорит работать с природным материалом — особенное удовольствие.

Ясна Сташкевич,сказительница, этно-актриса:

Чувствуешь, что она живая, и только с ее позволения у тебя может что-то выйти. Если ты ей отдаешься, отдаешь свою энергию, силы, то и предмет будет получаться соответствующий.

Появление первых изразцов принято относить к концу пятнадцатого, началу шестнадцатого веков. Изначально их использовали в качестве украшений для печей, стен и фасадов храмов. Превратить декоративные плиточки в кулоны и броши — идея Вадима.

Вадим Сташкевич, художник, керамист, специалист по древнерусскому искусству:

Украшения тогда были невероятно красивые княжеские. Колты, рясны, подвески, бармы И я сделал изразцы восемь на восемь сантиметров как раз такого же размера — с теми же изображениями и глазуровал их. А назначение их — ювелирное, как украшения.

Вдохновение семья творцов черпает из истории. Любимая эпоха Вадима и Ясны — домонгольская Русь.

Ясна Сташкевич,сказительница, этно-актриса:

Через себя ты пропускаешь всю историю. И творчество и сказительство. То есть ты будто наполняешься искусством. И речь тогда такая красивая была. То есть в принципе та эпоха она настолько красивая, будто сама в себе цветет орнаментами.

Ясна Сташкевич,сказительница, этно-актриса:

Ну это как минимум обогащает...А для чего в принципе все это нужно — чтобы не потеряться во времени. Чтобы знать кто мы и двигаться дальше.

В планах у художников и дальше с помощью творчества рассказывать о слиянии культур и эпох. В настоящее время Вадим Сташкевич работает над проектом, который приурочен к тысячелетию Суздаля. Ориентировочно его презентация пройдет весной. Остальное пока держат в секрете.

Поиск

Журнал Родноверие