Жительница Кривого Рога Алла Васильченко поделилась в Сети информацией, которую с удовольствием читала вся редакция сайта Весь Кривой Рог. А Вы знаете, что 20 июля 2016 года – Перунов День?

У славян Перунов (Ильин) день был общенародным праздником, без половозрастного разделения. Это значит, что в ритуалах участвовали мужчины и женщины, старики и дети. Помимо этого Ильин день считался профессиональным праздником воинов, охотников, пасечников, рыбаков, скорняков, портных; их сообщества проводили отдельные от всех обряды этого дня.

Но поскольку профессиональное разделение человеческой деятельности появляется относительно поздно, и этому периоду предшествовало значительно более продолжительное время, когда каждый человек, независимо от пола и возраста, был по обстоятельствам и воином, и охотником, и скорняком, и рыбаком, – мы, чтя своих предков, можем отмечать этот день совместно.

«Перун есть мног»; «Есть два ангела громнии … Перун и … Хорс»

– сказано в древнерусских источниках, что означает наличие нескольких ипостасей Громовержца.

Я предлагаю в Перунов день постараться почтить все его ипостаси, которые находят символическое выражение в многочисленных реалиях нашей жизни: Праздник должен происходить в дубовой роще или у старого дуба, на возвышенности, рядом с водой, также приветствуется наличие камня; т.н. «гремячих» ключей, т.е. источников, открывшихся после удара молнии.

Специфика праздника заключается в магических действиях, повторяющих, объясняющих или подтверждающих наличие и деяния Громовержца, а именно: Громыхание различного вида, раскатистое, гулкое, отрывистое и т.п., производимое с помощью бочек, вёдер, барабанов, мечей, щитов, молота, цепа. Расплёскивание воды из бочек и вёдер на землю, обрызгивание девушек, если лето засушливое.

И наоборот, если июль дождливый, пронос вёдер с водой, стараясь не расплескать, упор на огонь в ритуалах. Катание «громовых» колёс и бочек. Конные состязания. Световое шоу, искры, лучи. Возжигание и тушение огня водой. Имитация града – топтание ногами виртуального антагониста. Ряжение в волков, разыгрывание похищения «тёлок» «волками» и «охота» на хищников.

После использования хлеба – собирание и подбрасывание крошек.

5. Ритуальный жест Перунова дня: руки на плечах крест-накрест («перекрестясь»), рот открыт – жест защиты от звуковой волны (раскатов грома), которой Перун проявляет своё присутствие.

6. К Перуну имеют отношение пчёлы, орлы, соколы и т.п. и, как ни странно, кукушки (у всех восточных славян считалось, что после Купалы кукушки перестают куковать и превращаются в ястреба или коршуна; также кукушки ассоциировались с вдовами, которых в древности было значительное количество).

Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мёд, красное вино, пиво, квас. Игрища начинают со взятия «городка». В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают о делах любовных. Волхвы советуют провести ночь после праздника с женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом.

С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы — обливании водой специально выбранной женщины.

С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна — бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице и который по сути дела просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством.

Поиск

Журнал Родноверие