Так уж получилось, что в нашей стране, начиная с начала ХХ века, подавляющая часть населения стала считать леших и водяных сказочными персонажами. Однако так было не всегда, по крайней мере, среди сельского населения, которое отличалось большей набожностью и на это были свои причины.


На фото культовый Синий омут в реке Вырке

Осуществляя большие краеведческие исследования в Белёвском районе, а также беседуя со многими старожилами из разных мест, мы неоднократно слышали от них о водяных, живших в их реке, причём в каком-то определённом месте – это был конкретный омут, имевший своё собственное название, которое отличалось от всех других омутов в этой реке. Целые деревни не просто верили, что хозяин реки — водяной — существует, но и знали точное место, где он живёт. Они периодически подносили ему различные подарки, такие как мёд, яйца, семена хлебных злаков и даже конфеты. Делалось это в том омуте, в котором и жил хозяин их реки,

- рассказывает ученик белёвской школы №3 Валерий Ветров.

Валерий – участник туристско-краеведческого объединения «Вятич» под руководством белёвского краеведа Евгения Барбашова. Не один десяток километров он в составе школьных исследовательских групп прошёл по Белёвскому краю, собирая различные сведения о традициях и обычаях наших предков, об истории этих мест, о природных объектах. По словам руководителя объединения Евгения Барбашова, местное население даже спустя много веков после христианизации не делило своих божеств на плохих и хороших, а поминало на праздники и тех и других.

Да и многие православные священнослужители веками убеждали свою паству в том, что

«Бога почитай, а чёрту не груби»

В современной серьёзной научной этнографической литературе почти полностью отсутствуют какие-либо исследования этой темы. Наверно, никому не хочется стать объектом насмешек не только от своих коллег в сфере этнографии, но и в большей степени от массы обывателей. Но мы с моим учеником Валерием Ветровым попытались найти и показать общественности культовые места в реках, где по народным представлениям, жил и продолжает жить дух реки и её хозяин – водяной,

- говорит Евгений Барбашов.

Предметом исследования наших краеведов выступили омуты в реках, в которых по народным поверьям живёт «хозяин» конкретной реки, а также культовые урочища вокруг этих омутов. Хронологические рамки исследования охватили период с начала ХХ века и по сегодняшний день. Работа проводилась в 2021 – 2023 годах практически на всей территории Белёвского района.

При работе с письменными источниками я выяснил, что появление водяных духов у славян произошло от того, что они в древности поклонялись рекам. Согласно восточнославянским поверьям, каждый водоём и каждая река имели своего водяного. Сила его зависела от размеров и опасности реки или озера. Считалось, что если водоёмы искусственно связывали каналами, то водяные погибали. А чтобы водяной не натворил людям бед, у естественных водоемов и колодцев происходило ритуальное кормление живущих в этих водоемах духов. В воду бросали пищу, выливали различные напитки, даже кидали деньги. Славяне даже верили в то, что водяной калечит лошадей, которые переходят реку в том месте, где находится его дом! Поэтому, чтобы умилостивить водяного, ему делали приношения, которые могли приурочиваться к определенным дням: Иванову дню, Сочельнику, Радунице. А чтобы водяной не разрушал плотину, в её основание закапывали лошадиный череп. Также водяного считали своим покровителем пасечники. Они бросали в воду первый рой, считая, что его посылал водяной,

- говорит Валерий Ветров.

На реке Вырке, протекающей через деревни Пашково и Давыдово Белёвского района, находится целый комплекс культовых мест. Расположены они вокруг древнего родового центра и самого крупного поселения в бассейне этой реки – бывшего села Благовещенского (Ильино). Оно располагалось в устье ручья Дунай (Исайка). А в 1,2 км выше по реке, в устье ручья Та́мерь, находится единственный культовый омут на этой реке – Си́ний.

По рассказам местных жителей,

«в этом омуте никогда не купались и не ловили рыбу. Если же по недосмотру в этом омуте искупается лошадь, или напьётся воды, то она непременно заболеет или умрёт» (записано со слов Тетеричева Василия Павловича 1940 г.р., д. Пашково)

Ещё одно культовое место — глубокий омут Чёртов бук — находится в приустьевой части правого притока Оки – реки Коловны́, протекающей мимо Володьково и Горбуново. Рядом с омутом, на правом, северном берегу Коловны находится пойменное торфяное Чёртово болото, имеющее обильную родниковую подпитку и сток в реку родников с сильным содержанием железа из болотных руд.

В нижнем течении реки Мизге́и, левого притока Упы́, неподалёку от села Вязовна, также находится группа культовых мест. Одно из них – омут, имеющий тройное название: Чёртов, Вено́шный и Тро́ица.

Следующие два культовых места с почитаемыми омутами находятся на реке Рука́ (Правая) и её притоке Ручи́це неподалёку от Астафьево.

В Руке, на нижней, западной окраине бывшего села Погорелое находится урочище Чёртов Поча́ток. Это два глубоких омута, между которыми находится мелкий перекат в устье одноимённого овражка, который получил название от этого урочища.

А в Ручице, в устье ручья Клеве́нь, находится культовый омут Бездо́нный. Пастухи рассказывали, что они «прогоняли коров мимо этого омута быстро и не давая им в этом месте задерживаться, потому что там жил хозяин реки и его нельзя было беспокоить» (записано со слов Гусева Михаила Ивановича 1968 г.р., д. Астафьево).

Из рассмотренных нами почитаемых народом урочищ вырисовывается интересный вывод: люди до начала XXI века не только верили в существование водяного, но и хорошо знали, в каком конкретном месте живёт хозяин их реки. Причём эти места не были изолированными, а находились рядом с другими культовыми местами. Ещё раз особо хочу подчеркнуть, что в рассмотренных нами реках места, связанные с почитанием водяного, являлись единственными на этой реке, даже если на ней находилось несколько старинных поселений. К сожалению, газетные рамки не позволяют более обстоятельно осветить весь удивительный материал о народном почитании хозяина водоёмов, к которому местное население относило водяного. В будущем мне хотелось бы обобщить все сведения, собранные нами, в более масштабный труд. А ещё нам с Виталием хочется верить, что эти свидетельства старожилов и другой собранный нами материал будут интересны всем любознательным людям так же, как и нам было интересно работать над этой тематикой. Надеемся, что у нас найдутся последователи в изучении наследия своей малой Родины!

– заключил Евгений Барбашов.

Поиск

Журнал Родноверие