В Коми представили творчество современных мастеров Великого Устюга.


В Сыктывкаре открылась выставка народного искусства вологодских соседей «Диво рукотворное – великоустюгское». Фото: Артур АРТЕЕВ

Порядка 70 произведений современных мастеров народного искусства Великого Устюга могут увидеть сыктывкарцы на новой экспозиции в Национальной галерее Коми. 6 марта здесь открылась выставка «Диво рукотворное – великоустюгское». В Сыктывкар привезли лучшие образцы шемогодской резьбы по бересте, великоустюжкой росписи, ткачества, вышивки, традиционного костюма, авторской куклы. Это лишь малая толика того, чем богато народное искусство вологодских соседей. Посмотрим вместе.

Берестяные кружева

Самобытная шемогодская резьба по бересте занимает достойное место среди других промыслов. Это направление на выставке представляют народные мастера России Нинель Старковская, Любовь Осколкова, Елена Шарыпова, а также мастер народных художественных промыслов Вологодской области Светлана Дернова, мастер народного искусства Галина Чупрова.

Шемогодская резьба – традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии. Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов и тарелок.

Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов – «пряников», овалов, сегментов. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – сцены гуляния в саду и чаепития.

На выставке в Сыктывкаре можно увидеть шкатулку, на которой мастер шемогодской резьбы Нинель Старковская изобразил жизнь русского путешественника, землепроходца, морехода, исследователя Северной и Восточной Сибири и Северной Америки, атамана Семена Дежнева.

Расскажем о технологии шемогодской резьбы – на подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту тупым шилом. После этого пластина бересты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины, иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга. Работа эта тонка и сложна, требует профессиональных технических навыков, терпения и фантазии. Мастер шемогодской резьбы – ювелир и гравёр в своём деле.

Как рассказала «Комсомолке» мастер народных художественных промыслов Вологодской области – руководитель заслуженного фольклорного коллектива «Истоки» Светлана Мальцева, сейчас осталось только несколько мастеров, которые продолжают традиции шемогодской резьбы, и старинный промысел может исчезнуть. На открытие выставки Светлана Мальцева не только рассказала о творчестве своих земляков, но и исполнила песню.

Травные росписи

Многообразие уникальных традиций народного искусства в технике росписи по бересте и дереву на выставке представляют народные мастера России Татьяна Беляева, Елена Копылова, Надежда Ефипова, а также Светлана Донская, Людмила Осадчая, Тамара Чучина, Александр Беляев и другие. Оригинальные мотивы росписи созданы мастерами на основе изучения традиционных образцов устюжской росписи XVII – XVIII веков.

В современной устюжской росписи сохранились традиционные черты и характерные особенности старой устюжской росписи. Это графика – контурная линия травных росписей; стилизованный цветок тюльпана на тонком, гибком, вьющемся стебле с удлинёнными листьями.

Тема сюжетов самая разнообразная – от сказочно-былинных образов, переплетающихся стилизованных цветов и трав – до бытовых народных сценок, праздников. Об этом говорят сами названия работ мастеров: туес «Птица Сирин», короб «Всадник», декоративная тарелка «Птица счастья», сундук-терем «Устюжская старина», туес «Праздник Троицы», шкатулка-поставец «Ярморочное гуляние», туес «Соколиная охота» и другие.

Традиционные костюмы представлены из коллекции-реконструкции «Живая нить традиций» коллективом авторов. Это мастера народных художественных промыслов Вологодской области Светлана Мальцева, Анна Митина и мастера народного искусства Ангелина Каликина, Ольга Миронова, Светлана Плотникова. Дополняют коллекцию костюмов авторские куклы в традиционных нарядах Марии Конасовой и Анны Митиной.

На выставке также представлены работы мастера народных художественных промыслов Вологодской области Раисы Скретневой и её дочери Анны Алексеевской. Это скатерти, салфетки, полотенца, воротники, созданные в различных техниках вышивания: «роспись», набор, сквозная гладь, мережка, а также в забытой технике вышивания «строчка по письму», характерной для Вологодской и Архангельской областей.

Вышитые иконы

Один из разделов выставки посвящён вышитой картине. Вышивание картин − особый вид искусства, близкий к живописи. И хотя этот вид творчества не принадлежит к великоустюгским традициям, но этим любимым творчеством много лет занимается старейший мастер Раиса Скретнева из Великого Устюга. Художница работает не только с репродукциями картин известных художников. На выставке представлены вышитые иконы: «Собор Архангелов Михаила и Гавриила», «Благоверные князья Борис и Глеб».

В работах великоустюгских мастеров, представленных на выставке, причудливо переплетаются прошлое и настоящее, мотивы народной культуры и современное искусство, отражена тема счастья, любви, семьи. Это особенно актуально в год семьи.

Открытию новой экспозиции всегда предшествует длительная и очень кропотливая работа. Подготовку экспозиции «Диво рукотворное – великоустюгское» организовали Татьяна Дубинина – научный сотрудник Национальной галереи и Евгения Карманова – методист сектора музейной педагогики.

Наша справка

На северо-востоке Вологодской области, у слияния двух рек – Сухоны и Юга, образующих третью – Северную Двину, стоит небольшой город Великий Устюг. Среди немногих сохранившихся древних городов русского Севера он занимает особое место, как очаг самобытного народного искусства. Здесь исстари были развиты художественные промыслы, выросли замечательные мастера декоративно-прикладного искусства, изделия которых украшают залы многих музеев нашей страны. В Великом Устюге родился Стефан Пермский.

Поиск

Журнал Родноверие