Этот один из результатов исследования 317 древних геномов.


N + 1; Morten Allentoft et al. / Nature, 2024

Палеогенетики прочитали 317 геномов древних евразийцев, 309 из которых жили в эпохи мезолита и неолита. Среди прочего исследователи обнаружили на Среднем Дону охотников-собирателей, живших около 7300 лет назад. Они хорошо подходят на роль ранее неизвестных предков для популяции ямной археологической культуры, которая впоследствии получила дополнительный вклад со стороны мигрантов с Кавказа. Впоследствии ямники смешались с представителями культуры шаровидных амфор и совершили экспансию на запад, оставив после себя культуру шнуровой керамики и заметно изменив генофонд Европы. Результаты исследования опубликованы (1, 2) в журнале Nature.

Генофонд большинства современных европейских популяций в основном сложился из трех предковых компонент. Охотников-собирателей, оказавшихся на этих землях еще в эпоху верхнего палеолита, которых, в свою очередь, ученые делят на западно- и восточноевропейских. Последние заметно отличаются за счет вклада со стороны древних северных евразийцев, самый ранний известный представитель которых жил на стоянке Мальта (Иркутская область) около 24 тысяч лет назад.

В VII тысячелетии до нашей эры генофонд Европы начал заметно меняться, когда в этот регион прибыли и начали расселяться земледельцы и животноводы из Малой Азии, которые ассимилировали или вытесняли коренное население многих земель. Третью предковую компоненту (так называемую степную) ученые связывают с ямной археологической культурой раннего бронзового века, которая сложилась в Понтийско-Каспийской степи в результате смешения потомков восточноевропейских и кавказских охотников-собирателей. Около пяти тысяч лет назад эти люди начали экспансию на запад, где возникла культура шнуровой керамики, носители которой существенно изменили европейских генофонд.

Большой исследовательский коллектив, представляющий больше сотни различных организаций, во главе с известным палеогенетиком Эске Виллерслевом (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета и его коллегами секвенировал ДНК 317 человек, останки которых нашли в Евразии от побережья Атлантического океана до озера Байкал. Проанализированные образцы охватывали огромный промежуток времени от верхнего палеолита до Средневековья, но подавляющее большинство из них (n = 309) относилось к эпохам мезолита и неолита. Для сравнения ученые привлекли 1593 ранее опубликованных древних генома, которые не принадлежали близким родственникам.


Географическое происхождение исследованных геномов Morten Allentoft et al. / Nature, 2024

Самый древний прочитанный геном принадлежал человеку эпохи верхнего палеолита, останки которого нашли в грузинском гроте Котиас Клде. Радиоуглеродный анализ показал, что он жил примерно 26,1–25,3 тысячи лет назад. Проанализировав последовательность его ДНК, ученые выяснили, что генетически этот индивид отличался от всех ранее опубликованных людей верхнего палеолита. Его происхождение они смоделировали из двух предковых групп: охотников-собирателей Западной Евразии (примерно 76 процентов) и «призрачной» популяции базальных евразийцев, которую несколько лет назад впервые выявили, когда изучали геномы ближневосточных земледельцев эпохи неолита.

Затем ученые отметили, что в конце верхнего палеолита сложились две хорошо отделимые друг от друга популяции западно- и восточноевропейских охотников-собирателей, о которых известно уже достаточно давно. Однако они подчеркнули, что земли между Восточной Балтией на севере и Черным морем на юге выступали своеобразной пограничной зоной, к востоку от которой люди перешли к производящему хозяйству на несколько тысяч лет позже. Палеогенетики уделили заметное влияние процессам миграции и смешения различных мезолитических и неолитических групп, сосредоточив особое внимание на территории Дании, откуда они получили сто древних геномов и чему посвятили отдельную статью. Основные выводы этой работы заключаются в том, что в период между 10500 и 5900 лет назад генофонд охотников-собирателей на территории этой страны оставался стабильным, несмотря на происходившие изменения в материальной культуре. После чего этот регион с большой задержкой по сравнению с Центральной Европой заселили земледельцы, которые мало смешивались с коренным населением. А уже спустя примерно тысячу лет сюда начали прибывать люди со «степным» происхождением, в результате чего образовалась культура одиночных погребений. Происхождение представителей последней ученые смоделировали следующим образом: степняки бронзового века (около 60–85 процентов), носители культуры шаровидных амфор (примерно 10–23 процента) и скандинавские земледельцы эпохи неолита (около 3–18 процентов).

Среди прочего, палеогенетики проанализировали ДНК двух охотников-собирателей, живших около 7300 лет назад, останки которых археологи раскопали в могильнике мариупольского типа Голубая Криница (юг Воронежской области). Они обнаружили, что их происхождение можно смоделировать из двух предковых групп: более древних охотников-собирателей с территории Украины и охотников-собирателей с Кавказа, на долю которых приходилось 18–24 процента предков. Смешение этих двух популяций они датировали примерно 8300 лет назад. Генетически люди из могильника Голубая Криница, по данным исследователей, хорошо подходят на роль предков носителей ямной культуры, если к ним добавить еще одну более позднюю примесь от кавказских охотников-собирателей (о двух эпизодах примеси с Кавказа сообщалось и ранее). В свою очередь миграция степняков на запад, начавшаяся около 5000 лет назад, сопровождалась смешением с носителями поздненеолитической культуры шаровидных амфор, в результате чего образовалась культура шнуровой керамики. При этом ученые отметили, что между носителями ямной культуры и культуры шнуровой керамики наблюдаются различия в отцовских линиях, а значит: конкретные группы мужчин, передавших свое генетическое наследство в будущие популяции, еще предстоит найти.

Исследователи также прочитали 38 геномов древних людей из Сибири. Среди прочего они пришли к выводу, что происхождение носителей окуневской культуры раннего бронзового века не связано с охотниками-собирателями позднего неолита, проживавшими в районе озера Байкал. По их данным, в формировании этого населения принимали участие охотники-собиратели из сибирской лесостепной зоны и носители афанасьевской археологической культуры, которые смешались друг с другом около 4600 лет назад. Кроме того, они еще раз подтвердили, что в более позднее время в регион прибыла еще одна волна мигрантов с запада — это были носители андроновской культуры.

Палеогенетики продолжают уточнять историю генофонда различных европейских популяций, для чего секвенируют целые серии геномов людей из одного памятника. Например, в прошлом году они прочитали ДНК 99 человек из могильника V тысячелетия до нашей эры, раскопанного на территории Франции. Благодаря проведенной работе они построили генеалогическое древо, состоящее из семи поколений родственников.

Поиск

Журнал Родноверие