О мужчинах, имеющих по две-три жены или даже целые гаремы, мы с вами наслышаны. А вот, к примеру, у бриттов в языческие времена порядки были куда поинтересней. Там, наряду с многоженством, существовало и многомужество. Об этом свидетельствовал сам Цезарь, утверждавший, что наблюдал такие семьи, где дама была замужем за целой семьей, состоящей, допустим, из пятерых братьев и их вдового отца.

Дети, рождавшиеся от этой женщины, считались отпрысками того мужчины, который лишил их общую супругу девственности. Мало того, что человек взял на себя тяжкий труд дефлорации, так он должен был еще и нести ответственность за будущее детей.

Жена на продажу

У южных славян до четырнадцатого века мужья могли спокойно приторговывать своими женами.

Ситуации возникали всякие. В одном случае муж продавал свою супругу и вел холостяцкий образ жизни. В другом - мог сбыть "приличную" жену за большие деньги, прикупить жену "похуже", а разница оставалась в кармане. Бывало, мужья просто продавали надоевших жен и покупали "свеженьких".

Так поступали мужчины, а женщины у южных славян не то что продать своих мужей, но даже изменить им не могли. А те, которые все же изменяли, умирали в страшных муках.

Здесь мужчины были неистощимы на выдумки. Один привязывал вероломную супругу к лошади и весело погонял ее до тех пор, пока сладострастница не испускала дух. Другой отрубал жене голову. Третий сажал ее на кол. Четвертый сжигал живьем.

Гораздо снисходительнее поступали со своими женами уже позже - в восемнадцатом-девятнадцатом веках. В Черногории мужья просто отрезали неверным женам носы. Но и тех мужчин, которые соблазняли замужних женщин, казнили.

Жена в подарок

Незавидной была участь женщин и в древних германских племенах. Там муж тоже был вправе продать свою благоверную, кому угодно ее подарить, дать попользоваться приятелю, проиграть в кости или просто обменять на приглянувшуюся вещь. В случае смерти супруга, если он так и не успел ее никому завещать, жену вместе с трупом мужа бросали в костер.

Проходили века, и положение германских женщин постепенно улучшалось. Женщину можно было продать уже только замуж. Сделать это имели право отец или кто-то из самых близких родственников.

В конце пятого века в отношении к германским женщинам произошла настоящая революция, они даже получили право владения имуществом. Но женщина все равно оставалась у германцев существом неполноценным, например, за ее убийство наказание назначалось гораздо меньшее, чем за убийство мужчины.

Меч в те времена был куда важнее веретена. Поэтому близкие со стороны мужа назывались родственниками по мечу, а со стороны жены - родственниками по веретену.

Как правило, такое понятие, как любовь, не имело у древних германцев особого значения при выборе невесты. Браки заключались, в основном, из расчета.

Особенно учитывались меркантильные интересы в низшем сословии. Здесь особое значение придавалось наличию приличного жилья, денег, скота, обрабатываемой земли. Очень важно было физическое состояние невесты, ведь она рассматривалась как будущий работник.

Среди правящего класса важную роль играло происхождение. Породниться со знатным родом было почетно и выгодно.

Распоряжаться потенциальной невестой в те времена, почти по всей Европе, могли только ее опекуны. В первую очередь таковым являлся отец. В случае его смерти - старший брат или мать. В некоторых странах мать могла стать опекуном собственной дочери только в том случае, если умирал ее старший сын.

Под каблуком у мужа

У древних германцев жених мог обращаться к опекуну только через посредников, которые были чем-то наподобие сватов. Если переговоры с посредником проходили удачно, то к опекуну являлся и сам жених. Начинался торг. Мужчина выкупал будущую жену. Обговаривались условия, но опекун никогда не давал сразу окончательно ответа.

В следующий раз жених должен был явиться в дом невесты с башмаком. Он преподносил его даме сердца. Если женщина напяливала его на ногу, то это означало, что невеста дает согласие на безоговорочное подчинение своему будущему мужу. Отсюда и произошло видоизмененное позже выражение "оказаться под каблуком у мужа".

Затем между женихом и опекуном начинался торг. Если обе высокие договаривающиеся стороны приходили к консенсусу, то все права невесты на имущество своей семьи переходили к жениху. Если же сторговаться не удавалось, то никаких имущественных прав жених не получал, но зато и его будущие дети не имели права на отцовское наследство и считались членами рода по материнской линии.

Выкуп за невесту традиционно состоял у германцев из коня, щита, меча и скота. Торговля шла, в основном, именно из-за величины преподносимого стада.

Помолвка и свадьба

Для помолвки невесту торжественно приводили к жениху. Близкие становились вокруг молодых. Задавался вопрос, желают ли они вступить в этот брак. После этого жениху передавали меч и кольцо. С этой минуты он становился опекуном невесты. Церемония помолвки заканчивалась поцелуем. Срок помолвки колебался от двух месяцев до года.

Для расстройства помолвки нужны были очень серьезные основания. За нарушение взятых на себя обязательств жених или невеста просто выдворялись за пределы страны без права возвращения. Становились не въездными.

Свадьба отмечалась только в доме жениха. Будущую жену доставляли туда ее ближайшие родственники и подруги. К платью невесты обязательно прикреплялись ключи от хозяйственных построек.

Начиналось торжество с того, что к невесте прикасались священным молотом, которым также освящали покойников. Судя по этому, древние германцы были не очень брезгливы. Теперь брак считался заключенным.

Молодым подносилась чаша вина, которую они распивали на двоих. За этим действием гости наблюдали очень пристально и нетерпеливо, потому что до тех пор, пока новобрачные не опустошат свой сосуд, никто не имел права приступать к попойке. Первый общий тост всегда поднимался за бога домашнего очага и брака - Одина.

Под каблуком у жены

В отличие от многих других народов, у германцев огромное значение придавалось целомудрию, как в браке, так и до него. Проститутки, встречавшиеся иногда у древних германцев, почти никогда не были их соотечественницами, по крайней мере, не могли быть свободными женщинами.

Правда, известны редчайшие случаи, когда, скорее всего, по чисто экономическим причинам, свободные германки отдавались за деньги. Но это было глубоко законспирировано, знать об этом могли только самые близкие и проверенные люди.

Продажная германская женщина никогда дважды не отдавалась мужчинам в одном и том же месте. Клиент мог только один раз, перед сеансом любви, увидеть ее обнаженной. Но и при этом лицо женщины было обязательно прикрыто. После чего повязка надевалась уже на глаза мужчины, и он ни под каким предлогом не имел права снимать ее до расставания с проституткой.

Естественно, и все свои действия он производил с закрытыми глазами. Эти предосторожности были вызваны тем, что наказание за проституцию у древних германцев было очень строгим. Одной из причин такой суровости являлось то, что отношение германских мужчин к женщинам было достаточно почтительным.

У многих народов похищение женщин было в те времена совершенно обычным, рядовым событием, зачастую освященным обычаями. У германцев это деяние приравнивалось к изнасилованию и каралось смертной казнью.

За два-три столетия, с пятого по седьмой век, положение женщин у германцев резко улучшилось. Были отменены многие жесткие древние законы, женщины получили право распоряжаться собственным имуществом, дошло даже до того, что для вступления в брак требовалось согласие самой девушки.

Жену уже не бросали вслед за мужем в костер. Дамы начали постепенно играть и роль в судьбе государства. Изменились внутрисемейные отношения. Мужья не могли уже безраздельно распоряжаться своими женами. Защищенные законами дамы начали себя проявлять.

Именно тогда древняя германская поговорка видоизменилась и зазвучала так, как она и дошла до наших дней: "Оказаться под каблуком у жены".

 

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 01.09.2009

Велеслав - Славянский обряд

Лекция школы "Русская Традиция" от 14.11.2009

Велеслав - Основы славянского Кологода

Поиск

Журнал Родноверие