Как черные копатели уничтожают наше прошлое.

Не так страшен археологу черт, как черный копатель. Ведь многотысячная армия вредителей фактически выдирает находки из земли, ничего не фиксируя, не изучая. Главная задача таких людей – заработать на нашем общем прошлом. По сути своей они – обычные воры.

Так считает начальник тульской археологической экспедиции при музее-заповеднике «Куликово поле» Алексей Воронцов.

– В этом сезоне мы побывали в Одоевском районе: провели работы на древнем городище на берегу Упы, – рассказал он. – К сожалению, ранее там поработали «черные копатели». Еще в прошлом году была информация, что памятник давно и активно разворовывается. Осенью мы съездили на объект, убедились, что там методично и настойчиво роют: яма на яме, даже целые раскопы.

Обычно эти люди оправдывают себя тем, что не работают по археологической карте России, где отмечены все известные памятники. Но данное место было обследовано еще в 1938 году, давно стоит на охране, но теперь от него мало что осталось.

Еще грабители врут, что работают только по пахоте. Но, к примеру, это городище никогда не вспахивалось, поскольку находится в лесу. А что? Удобно: оно на отшибе, в тихом месте – налетай и грабь.

– Что же осталось на вашу долю?

– Изуродованный и разграбленный памятник. Мы поспешили туда, пока все окончательно не было испорчено. Вообще, археологи стараются не проводить излишних раскопок, обследовать только то, что подвергается уничтожению, или важные для научных тем объекты. Потому что за все 150 лет, что существует эта наука, методики постоянно совершенствуются и в следующем веке любой памятник смогут раскопать гораздо лучше, чем сегодня, – тщательней, с применением массы новых анализов, которые недоступны сегодня.

Но, по счастью, копатели в Одоевском районе оказались ленивы, они не стали обследовать склоны, где нами были сделаны интересные находки. И за 17 дней археологи там исследовали 54 квадратных метра – немного, если сравнить с гигантскими грабительскими ямами.

Судя по фрагментам керамики, кремневых изделий, поселенцы там были еще в бронзовом веке. До сих пор в тульском регионе был известен только один подобный памятник: городище Сатинки Киреевского района, и вот – еще одна уникальная находка. В областном краеведческом музее есть специалист по той эпохе Юрий Екимов. Все будет передано ему – для более точного определения возраста вещей.

Еще один хорошо сохранившийся слой относится к IV–V векам до нашей эры: ранний железный век, так что данное городище – один из наиболее древних памятников в Тульской области. Найдено несколько металлических вещиц, принадлежащих к скифской культуре: бронзовый перстень с завитушками, фрагмент серьги характерной формы. Конечно, сами скифы здесь не жили, но обитали племена, находившиеся непосредственно под их влиянием. Ну и множество битых горшков – главных ориентиров археолога – также вырыты из земли.

В те века были сделаны первые укрепления данного городища, которые мы смогли изучить: немного сохранилась деревянная стенка вдоль обрыва, столбы, на которые она опиралась. И в какой-то момент все сгорело: слой пожара явно виден.

– А кто же там проживал потом?

– В конце IV века нашей эры здесь снова возникло поселение, судя по тому немногому, что осталось от грабителей, – застежкам фибулы, керамическим осколкам. А вот трехлопастные стрелы гуннского типа, которыми также во¬оружены кочевники, напавшие на проживавших здесь людей, и слой пепла говорят о том, что вновь все было сожжено: типичная картина для того времени. Могил мы не обнаружили, значит, либо убитых похоронили в другом месте, либо напавшие увели всех с собой, чтобы затем продать в рабство. Надеюсь, что и черные копатели не станут искать места захоронений, поскольку все, что они там обнаружат, – горстка праха, разбитый горшок и пара оплавленных бусинок, в соответствии с ритуалами того времени.

А дальше здесь стали селиться славяне: на рубеже IX–X столетий – так же, как в уже изученном городище Супруты, и прочих. Мы нашли одну из их построек – с подвалом, набитым лепными горшками характерной для того времени формы. И, конечно, оружие: наконечники стрел, дротики. Очевидно, те, кто в свое время разгромил Супрутское городище, уничтожил и этот поселок.

– Кто же это?

– Те, кому это было выгодно. Какое-то время здесь пролегал очень активный донской водный торговый путь. По нему из Хазарского каганата шел поток серебра, а после уничтожения поселений все товары начали переправлять через верховье Волги – то есть через те места, где жили те самые агрессивные дружинники. Они, конечно, не подписывались, но – все и так понятно.

– Алексей Михайлович, если вернуться из прошлого в настоящее: есть ли какие-то законы, запрещающие нелегальные раскопки?

– 23 июля 2013 года принят ФЗ № 245, который вносит изменения в Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Но пока к ответственности привлекаются лишь десятки нарушителей – кстати, парочку взяли непосредственно на поле Куликовом – рыли где попало в поисках старинного оружия.

– Интернет забит объявлениями о продаже металлоискателей, и можно сделать вывод, что на одного «белого» археолога сегодня приходится как минимум несколько черных копателей?

– Так и есть: профессиональных археологов в стране не больше 700 человек, а грабителей – миллионы. И что мы можем сделать, если где-то в глубинке встретимся с этими расхитителями прошлого? Археолог не представитель власти, арестовать вредителя он не может. А звонить в полицию откуда-то из «села Новая Кукуевка»?.. Смешно: пока прибудут стражи правопорядка, преступники успеют и находки упаковать, и экскаватор перегнать, которым они вырыли пласт за пластом.

Незаконные раскопки сегодня стали настоящим бедствием. К счастью, с июля вступает в силу пункт закона, запрещающего продажу и любой другой оборот археологических находок. Надеюсь, это как-то остановит творящуюся вакханалию. Ведь на самом же деле все эти копатели разрушают наше общее прошлое – великое наследство всего российского народа, варварски руша археологические памятники. Большинство найденных вандалами вещей затем будет выкинуто, а в земле останутся изуродованные постройки, перемешанные исторические пласты, по которым уже ничего нельзя будет понять. Так что «черное копательство» – вовсе не безобидное хобби, а вандализм и самое настоящее преступление – против своей нации, против нашей культуры.

Поиск

Журнал Родноверие