После падения Касимова: изгнание татар с русской службы. часть 3

Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил новый цикл статей о взаимоотношениях татар и других народов Поволжья. Начав новую серию статьей об истории мордвы, он продолжает ее рассказом о служилых татарах Московии. В этой части пойдет речь о ликвидации Касимовского ханства.

Восстания как реакция на миссионерство

При новом царе Алексее Михайловиче начали тяготиться существованием Касимовского ханства. Переход Саид-Бурхана в православие помог ему сохранить существование ханства на несколько десятилетий. Австрийский посол Август Майерберг писал, что Касимгород был пожалован Борисом Годуновым какому-то татарскому правителю, а его сын крестился и придворные льстецы называют его царем. Ян Стрейс указывал, что в городе проживает принц Рескычки. Город раньше был татарским, но теперь принадлежит русским. Василий Арсланович большую часть своей жизни провел в Москве при царском дворе. Это известно благодаря сведениям Дворцового разряда. Иногда он отлучался в Касимов, а также пару раз в походы. Василий Арсланович умер в 1679 г. и оставил после себя шесть сыновей – Михаила, Василия, Ивана, Якова, Никифора, Семена. Яков умер еще при жизни отца в 1677 г. В 1680 г. умер Никифор. Еще при жизни Василия Арслановича в Касимовском ханстве вел активную пропаганду православия рязанский архиепископ Мисаил. Он начал проповедовать среди татар и мордвинов в 1654 г. Татар с мордвинами в 1655 г. было крещено около 6,2 тысячи.

В 1656 г. татары и мордвины открыто выступили против христианизации и в количестве пяти сотен выступили против Мисаила и разогнали служивых охранявших клирика. Мисаил был убит ими. После смерти Василия Арслановича власть перешла к Фатиме-султан. По документам, сохранившимся из ее архива, становится ясно, что и судебные дела были забраны у ханства. Один из имущественных споров решал Приказ казанского дворца. Касимовское ханство было передано из Посольского приказа в этот приказ. Касимов уравняли в правах с Астраханью и Казанью, но пока еще оставались формальные титул и административно-политическая организация. В 1681 г. после смерти Фатимы-султан ханство было окончательно ликвидировано.

Башкиры отправились на Крым

В 1616 г. башкиры вместе с марийцами, чувашами и удмуртами поддержали восстание татар против русской власти. Однако не все было так однозначно. Нужно сказать, что во времена русской Смуты башкиры, в отличие от татар, выступили не на стороне самозванцев, а Василия Шуйского. Отряд А. Алябьева нанес поражения тушинцам у Ворсьмы и Балахны в 1608 г., а в 1609 г. осадил Муром и совершил рейд на Касимов, где местные татары были союзниками Лжедмитрия Второго. В 1611 г. башкиры вошли в состав Первого ополчения. В августе 1612 г. они противостояли гусарам Я.-К. Ходкевича под Москвой. Именно во время Смуты стало известно о пребывании башкир на русской службе. В 1675 г. башкир мобилизовали для похода на Крымское ханство. Вместе с запорожскими казаками и калмыками они ходили походами на Крым. Однако в отличие от калмыков и касимовских татар их как самостоятельную силу в украинских летописях не называли. Возможно, это связано с тем, что их не возглавляли хан или тайши, а родовые старейшины. Нужно сказать, что башкиры воевали в отдельных отрядах под командованием своей аристократии. В поход на Сибирские дороги были призваны 75 воинов. Часть башкир Сибирской, Ногайской и Казанской дорог отказались идти в поход мотивируя это тем, что они бедны. Башкиры были отданы под общее командование кабардинца Каспулата Муцаловича и воевали вместе с кабардинцами, донскими казаками и калмыками. За участие в походе 52 воина получили звание тарханов и были освобождены от податей. Башкиры действовали у Перекопа, в то время как казаки вторглись в Крым и разорили Гёзлев, Карасубазар и Бахчисарай. Башкиры также участвовали в Азовском походе 1696 г. В походе принимали участие 3 тыс. башкир. Башкирская легкая конница отбила попытки кубанских ногайцев, черкесов и кумыков деблокировать Азов. Во время похода отметился Алдар Исенгельдин, который победил в единоборстве черкеса, захватил в плен крымского татарина и три раза был ранен в столкновении с врагами. За участие в походе тарханским званием были награждены 62 башкира.

Восстание потомка пророка

Однако многое не устраивало башкир в Русском государстве. В частности, это утяжелившееся налоговое бремя и захват башкирских вотчин иноэтничным населением. В спорах за земли башкиры апеллировали к вольностям, которые им предоставили Иван IV Грозный и Федор Иванович. В 1662 г. восстал башкирский староста Сары-Мерген. Восстала вся Башкирия. В Казанской дороге его возглавляли Гафур Акбулатов и Улека Кривой. Восстание башкир было поддержано калмыцким тайшой Дайчином и башкиры добились удовлетворения своих требований. Этому немало способствовало падение Кунгура в 1662 г. В 1663 г. восставшие действовали у Мензелинска и других закамских послений. Власти опасались распространения восстания на Казанский уезд. Восстание утихло после того, как калмыки перестали поддерживать восставших и когда как русские пошли на уступки башкирам. Через некоторое время произошло и второе башкирское восстание, которое активно поддержали татары. В августе 1681 г. башкиры начали восстание в западной части своего края, а в 1682 г. у закамских крепостей. Их восстание поддержали мордвины и татары. Возглавлял восставших мулла Сеит. Поэтому в русской историографии это восстание и получило название Сеитовского бунта. Нужно сказать, что это не имя, а титул сейид. Так звали священнослужителей, которых считали потомками пророка Мухаммеда. Настоящее имя вождя было Джафар. Если обратить внимание на конфессиональную политику Русского государства в это время, то для правления Романовых было характерным стремление христианизировать мусульманское и языческое население Поволжья. Восстание, поднятое башкирами и поддержанное татарами и мордвинами, очевидно было обусловлено преследованиями русскими властями мусульман и язычников. Логично, что вождями восставших должны были стать мусульманские священнослужители. Кайбыс Узеев и Аюкай Келиев призывали мишарей восстать против русских. В 1683 г. велись бои и у Билярска. В 1684 г. восстание было подавлено правительственными войсками.

На службе царю в Сибири

Особо стоит поговорить о сибирских татарах. В 1595 г. несколько десятков служивых татар вместе со своими ясачными отъехали из Тюмени в Тобольск. В 1598 г. в кампании против Кучума приняли участие 60 татар. Отряд же всего насчитывал сотню воинов. В этом похода было захвачено несколько членов семьи Кучума. После того как Кучум погиб в Ногайской Орде к Тобольску пришли триста татар, которые поступили на службу к русским. Они были распределены по городам. Центром татарского населения в Сибири был Тобольск. Там находились около 250 татар. Нужно сказать, что элита Сибирского ханства быстро встроилась в русскую систему управления. Они получили оклады в размере от 7 до 15 рублей. Они получили особые привилегии и вместе с казаками стали опорой русской власти в Сибири. В Таре находились от 36 до 65 татар. В Тюмени — от 75 до 105. Общая численность служилых татар находилась где-то в районе 460, а вместе с семьями 2 350. Служилых татар по всей Сибири было свыше четырех сотен. Сибирские служилые татары отправлялись с важными дипломатическими поручениями. Так, в 1601 г. они были направлены к Али (сыну Кучума) с целью переманить его на русскую службу, а в 1623 и 1638 г. — к ойратам. Русскую власть над Сибирью помогали устанавливать контингенты из башкир и казанских татар, отправленные на восток. В частности они вместе с русскими и польско-литовскими пленными построили город Тара. При помощи служилых татар и кодских хантов был построен Томск. Служилым татарам приходилось воевать против ойратов в соляных походах за Ямышевское озеро Избрант Идес и Адам Бранд зафиксировали этот конфликт. Татары были и среди гарнизонов острогов, которые сооружались в Сибири для защиты от ойратов. В районе Тарского уезда татарам приходилось воевать против Кучумовичей и ойратов. В треугольнике Томск — Кузнецк — Красноярск они сражались с енисейскими кыргызами. В районе Верхотурского, Туринского, Тюменского и Тобольского уездов татары и русские воевали против Кучумовичей и калмыков, а потом башкир. Для того, чтобы облегчить свое положение, сибирские татары требовали отмены ямской повинности, чего и добились. Однако царь вместо хлебного жалования в XVII в. предоставлял им пашни для земледелия. Служилые татары не платили ясак, в то же время они собирали ясак с сибирских татар и угров. Переселившиеся из европейской части Русского государства казанские и юртовские татары работали на пашнях у служилых татар. Звание служилых татар передавалось наследственно. Потомки служилых также находились в составе русских воинских контингентов в Сибири. В начале XVII в. ясачных татар было 872, а всего ясачного татарского населения — 3,5 тыс. К концу столетия всего ясачного татарского населения — 4,9 тыс. Ясаком облагались мужчины в возрасте от 18 до 50 лет. Стандартный размер ясака составлял от одной до десяти шкурок соболей в год.

Карманные ханы

Русский царь обеспечивал служилых татар фуражом и питьем. За службу Чингизидам давался оклад в 2 тыс. четьи. Ногайские мирзы могли рассчитывать на оклад в максимум 1 тыс. четий. У иных оклады были как у русских служивых. Только верхушка служивых татар имела православных крепостных. Годовое денежное жалование было в размере от 2 до 18 рублей. С течением времени поместья служивых татар дробились, и большинство из них беднели. Однако благодаря выезду отдельных татар в отдаленные регионы и в связи со смертью части татар некоторые аристократы формировали значительные по размеру владения. В XVII в. среди служилых татар Шибаниды потеснили с первых позиций астраханскую династию Тимур-Кутлуга. В русских документах зафиксировано только Чингизидов в количестве 150 человек. Среди этих татарских царевичей наиболее известны казах Ураз-Мухаммед б. Ондан, сибирец Алтанай б. Кучум, хивинец Авган-Мухаммед б. Араб-Мухаммед. С XVII в. Чингизиды перестали получать доходы с городов и были лишены личных военных отрядов. Их перестали показывать дипломатам. При Алексее Михайловиче Чингизидов насильственно крестили. Впрочем, это было далеко не новое явление. Активно крестили татар при Иване IV Васильевиче. Также продолжалась эта политика при Федоре Ивановиче. В 1593 г. крещением татар занимался казанский митрополит Гермоген, который отмечал, что новокрещеные из поволжских народов заключают браки с татарами и переходят в ислам. Таким образом, насильственно крещеные хотели вернуться к исламу. Казанский митрополит был решительно настроен против этого. Церковь начала контролировать духовную жизнь и вынуждала новокрещеных ходить в церковь и содержать дома иконы. Запрещалось общение с католиками, протестантами и мусульманами. Предоставлялись преференции татарским дворянам, сменившим ислам на православие. Из крещеных татар известны Федор Долголядский и Яков Касимовский. В 1595 г. татары и мордвины оказывали сопротивление христианизации и нападали на монахов Пурдошского монастыря. В 1681 г. царь Федор Алексеевич призвал мордвинов креститься в православие, однако это было малоуспешно, и даже при правлении Петра І, Анны Иоановны, Елизаветы Петровны продолжалась христианизация мордвинов. Окончательная христианизация произошла только в ХІХ в. Марийцы же еще долго придерживались язычества. В 1891 г. они написали письмо турецкому султану, чтобы он взял их под защиту от христианизации.

Конец Касимовского ханства

Касательно же татар, то территория Касимовского ханства неуклонно сокращалась. Если в XV в. она была достаточно большой, то в XVI г. ряд земель был изъят, а в XVII в. земли касимовских ханов были значительно сокращены. За Чингизидами следили специально назначенные центром надзиратели из воевод. Когда русские находились в мирных отношениях с Крымским ханством, то допускались назначения ханами Гиреев. Когда же крымцы воевали против русских, то ханами назначали представителей из Шибанидов. Воевода в 1651 г. следил, чтобы с касимовским ханом не контактировали представители мусульманских государств, а также ногайцев и марийцев. Также не допускалось встреч с другими иноземными послами. В 1653 г. касимовский хан Сеид-Бурхан был вынужден перейти в христианство под именем Василий. В 1667 г. уже упоминалось о хане Василие Арслановиче и его сыне Никифоре. Уже в 1653 г. был издан указ по которому касимовский хан фактически превращался в почетного заключенного. Царь зорко следил за тем, чтобы касимовский хан не мог себе позволить самостоятельной политики. Василий Арсланович правил до 1679 г., после чего власть была передана его матери Фатиме-султан. В 1681 г. Касимовское ханство было юридически ликвидировано, а его земли были переписаны на русских царей. Николас Витсен в своем сочинении написанном в 1692 г. упомянул о княжестве Кассинов, которое локализировал в землях черемисов. Он писал, что его жители во всем походят на татар. При описании княжества он использовал сведения Олеария и Майерберга и упоминал о Рескитци (Реисе-Кучуке). Он упоминал о переходе большей части населения княжества в христианскую веру. Корнелий де Брюин зафиксировал в Касимове мечеть.

Латышам запретили принятие христианства

Другие земли татар имели разный статус. Казанским краем правили казанский и свияжский воеводы, общее управление осуществлял приказ Казанского дворца. Вся земля делилась на уезды. Бюрократической и административной деятельностью занимались дьяки. В землях бывшего Астраханского ханства правил астраханский воевода вместе со своими дьяками, однако власть русских над Астраханским краем была относительно слабой, и особого приказа для него не было заведено. Более того, Астрахань долгое время была опасным краем и во время Смуты была одним из центров самозванцев. Юртовские татары находились в зависимости от астраханского воеводы и принимали участие в защите города наряду с казаками и стрельцами от ногайцев и калмыков. С завоеванием территорий Сибирского ханства сибирским татарам и угорским народам была оставлена некоторая самостоятельность. Власть сибирского хана была ликвидирована, но сохранялись улусы, которые стали называться волостями. По сути в Сибири сохранилось административное деление за исключением земель особо активных противников русских. Русские строили новые города и создавались новые уезды. Для сибирских татар и угров было обычным платить ясак. Служилые татары вместе с стрельцами и казаками подавляли такое восстание, как бунт манси Пелыма против русской власти во время Смуты. Коренные изменения в управлении Сибирью наступили с политикой Алексея Михайловича и Петра I. Наградой для сибирских татар были не новые пожалования, а сохранение прежних владений. Основание новых крепостей и городов сокращало земельный фонд татар. Слободы русских крестьян и казаков к концу XVII в. окружили ясачные земли татар. Формально государство защищало земли татар от колонизации. Был принят ряд законодательных актов в XVIII в., которые ограничивали русскую колонизацию. Юридически земли Сибири находились не в частном, а в государственном владении. Государство защищало в первую очередь интересы служилых. Тем не менее татары были защищены в конфессиональном отношении. С середины XVII в. русские священники начали отнимать вотчины у служилых татар. Петр I и его преемники начали активно насаждать христианство среди татар и угров Сибири. Служилые татары оказывали активное сопротивление христианизации. В отличие от обращения манси и хантов, политика, направленная на христианизацию татар, не принесла значимых результатов.

Происходило наступление и на права дворян-татар. В 1625—1626 гг. им запретили владеть служилыми холопами, а пашенные холопы должны были жить вне господских усадеб. В 1635 г. русским дворянам запрещалось заключать договоры с татарами. За татарами сохранялся ограниченный земельный фонд. Татар, проживавших в Верхнем Поволжье, насильственно крестили. Уступкой татарам был запрет латышским крестьянам, которые попадали в Поволжье вследствие русско-польских и русско-шведских войн, переходить в православие. До того, переход в православие освобождал их от кабалы. Татарам в «Соборном уложении 1649 г.» запрещали обращать в ислам русских крепостных. Также предписывалось не давать иноземцам (то есть иноверцам) русских крестьян. В 60-70-х гг. XVII в. царское правительство уже с подозрением относилось к служилым татарам, хотя некоторые денежные компенсации за участие в «Чигиринских походах» таки предоставляло.

Те из татар, кто не желал креститься, выезжал в Казанский и Уфимский уезды

Государство наступало на земельные права татарского дворянства. В 1676—1682 гг. при правлении Федора Алексеевича это наступление только усилилось. При наследовании собственности отдавался приоритет крещеным родственникам перед некрещеными. По указу 1681 г. у мусульманских дворян отбирались поместья и вотчины, населенные крестьянами христианами. Сохранить их при себе татары могли только при условии принятия православия. Романовские татары поспешили сменить веру. Указ 1681 г. был нацелен на ассимиляцию татарского дворянства русскими. Также указами царя Федора Алексеевича побуждали креститься язычников Среднего Поволжья. Под угрозой конфискации земель и высылки в другие регионы многие служилые татары приняли христианство. Указ малолетних Петра и Ивана Алексеевича от 1682 г., за созданием которого вероятно стояла царица Софья, вернул татарам половину земель. В том же году был издан указ по которому русским запрещалось давать поместья и вотчины на запустевших землях коренных народов Среднего Поволжья. Еще по одному указу при наследовании приоритет отдавался некрещеным родственникам. Все эти правовые акты были призваны успокоить волнения среди народов Волго-Уральского региона. В одном из последних указов Софьи запрещалось давать земли татар русским помещикам. Еще по одному указу иноверцев надлежало обращать в христианство только по свободной воле их.

Служилые татары в большинстве своем оставались мусульманами и исповедование ими ислама было преградой к их карьерному росту, как и язычество у марийцев. Татары компактно проживали на территории бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а также в Мещере на территории так называемого Касимовского ханства. Некоторая часть татар, впрочем, незначительная, в виде татарской аристократии жила в Ярославском, Романовском, Суздальском, Ростовском уездах, продолжая традиции заложенные предыдущими русскими правителями. Туда, кроме татар, направляли и ногайских мирз, которые дали начало Юсуповым и Кутумовым. В Романове жили 225 татар. В отрыве от своих земель служилые татары переходили в православие и русифицировались. Те, кто не желал креститься, выезжали в Казанский и Уфимский уезды. Татары-мишари под русской властью начали селиться в Алатырском и Арзамасском уездах. К мишарям принадлежали касимовские, кадомские и темниковские татары. В Касимове находились усыпальницы татарских аристократов. Среди мишарей было много тюркизованых мордвинов. Так, в XVII в. мордовских мирз часто называли татарами и смешивали со служилыми татарами. Однако в Мещере более значительную роль играло скотоводство, а не земледелие. За служилыми татарами оставались и значительные участки лесов, где они могли заниматься бортничеством. Право охоты и рыбной ловли оговаривалось отдельно. Мишари пожизненно получали доходы с кабаков, таможни, посада и мордовских беляков. В землях мишарей поселялись выходцы из Казанской земли, Сибири, Ногайской Орды. В XVII в. число служилых мирз, татар и казаков в Мещерском крае насчитывало максимум от 446 до 610. Особенностью этого региона было наличие большого количества татарских помещиков с русскими крепостными. Из Мещеры на службу в засечных линиях переводились служилые татары. Так они были у Саранска и Курмыша, а также в Башкирии. В Казанской земле служилых татар вместе с членами их семей было в районе 7,5 тыс. Однако часть местных татар из-за бедности вскоре оказались в состоянии ясачных. Другая часть или выселялась в Мещеру и Сибирь, или оставалась на месте. Татарские помещики владели крестьянами своей национальности. Они помнили о своем тарханском статусе. Чепецкие и каринские татары еще в 1489 г. были лишены права собственности на русских крестьян. Но татары могли владеть крестьянами из удмуртов и чувашей, с которыми они и переселились на Вятку. Татары в Уфимском уезде были преимущественно мишарского происхождения. Некоторую часть местных служивых татар также составляли каринские татары и ногайцы. В XVII в. служилых в уезде было уже 748. В переписи в XVIII в. указано, что по всей стране всего мишарей было 20 тыс., из них к службе годных было 5 тыс. Для наименования мишарей употреблялись локальные этнонимы типа городецкие татары, темниковские татары, кадомские татары. Использовался и сословный маркер — тархан. Особенно активно о них упоминали в Разрядных книгах и русских летописях XVI в…

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 г. в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».


Источник : https://realnoevremya.ru/articles/63707-posle-padeniya-kasimova-izgnanie-tatar-s-russkoy-sluzhby

Поиск

Журнал Родноверие