В гостях у Сергея Морякова в деревне Поволжье мы хотели побывать давно. Не раз во время командировок в Ржевский район слышали: «Очень интересный человек. Этнограф, краевед, гончар, актер. Может быть, даже немного колдун. В хорошем смысле». Звучало многообещающе. И реальная встреча, которая наконец состоялась, не разочаровала.

Свисти, туристы будут

Сначала из-за калитки раздался собачий лай (но не очень угрожающий), а затем, успокоив сторожа, появился сам хозяин. На колдуна вроде не похож.

– Да я просто в свое время вел на одном из российских каналов передачу «Травовед», – смеется Сергей Викторович. – Рассказывал о разных растениях, их полезных свойствах, отварах. Ну и стали в шутку говорить, что я какими-то тайными знаниями владею.

Все, что он делает, можно определить одним словом – подвижничество. Благодаря Сергею Морякову и его единомышленникам удалось собрать большое количество замечательных народных песен. В свое время этот человек привлек на ржевскую землю московских кинематографистов, внес немалый вклад в популяризацию местной культуры и традиций. И сам снялся в нескольких фильмах столичного режиссера Евгения Барханова. В одном из них – «Сошествие с креста» сыграл старообрядца – человека плоть от плоти русской земли.

Нельзя не вспомнить также, что когда-то Моряков участвовал в разработке региональной программы «Сохранение, возрождение и стимулирование народного

художественного творчества». И сейчас его больше всего тревожит, что порвется тонкая нить времен. Старых мастеров остается все меньше. Кто раскроет их секреты молодым?

– Это не так просто, нужны условия, средства, – говорит Сергей Викторович. – Я и сам учить готов, хорошо бы только меценатов найти, спонсоров…

Здесь с ним хочется поспорить. Помощь меценатов, конечно, дело замечательное. Но таких людей должна поддерживать и местная власть. Особенно сейчас, когда наш регион делает ставку на рекреационный потенциал. Сергей Моряков и другие подвижники могут стать двигателем развития туризма. Например, проводить мастер-классы по старинным ремеслам, организовывать экскурсии на древние городища и т.д. И Ржев стал бы не только одним из центров поисковой работы, но и местом притяжения туристов.

Впрочем, и сейчас к Сергею Морякову приезжает немало гостей. Не только из России, но и из Чехии, Франции и других европейских стран. Если, конечно, дома застанут.

– Совсем недавно ездили в очередную экспедицию, примерно за 50 километров от райцентра, – рассказывает он. – Нашли умбрийскую глину. Для моей работы очень полезная находка.

С этими словами подходит к полкам, заставленным глиняными статуэтками и свистульками. И тут же решает устроить для нас небольшой мастер-класс.

– На самом деле сделать такую «птичку певчую», – Моряков берет в руки одну из поделок, – можно минут за 10–15.

Маленькая оговорка: легко тому, кто занимается этим много лет. Мы только успевали смотреть, как мастер скатывает кусок мягкой глины в шар, вытягивает «шею» и «хвост».

– Под руководством наставника и ребенок справится, – уверен Сергей Викторович. – Главное, правильно сделать отверстия. Иначе не засвистит.

И проверяет, какой голос у только что сделанной игрушки. Звучит отлично.

Изделия из глины – лишь одна грань того, чем занимается Моряков. За много лет работы он собрал интереснейшую коллекцию, во всей полноте демонстрирующую быт наших предков.

– Здесь тоже многое до сих пор не изучено. Возьмем, например, прялки. Есть исследования, посвященные архангельским, вологодским, а по тверским – нет.

– А они сильно отличаются?

– Что за вопрос? Да у нас в России на каждую сотню километров свои традиции. Вот, например, наша ржевская прялка с головой богини Макошь. А эту привезли к нам переселенцы. Посмотрите, какая огромная. Словно ею не женщина пользовалась, а богатырь.

Среди других экспонатов – ковши, подойники, пастушьи рожки. Все то, что когда-то было привычным, а потом стало одним из ключей, открывающих двери в наше прошлое, на котором держится настоящее и будущее.

Поиск

Журнал Родноверие