Исконная забава деревенского населения древней Руси может стать уникальным проектом формирования новой российской идентичности.

Не кулак принес я вам, но меч.

Заполошное увлечение восточными единоборствами, возникшее в СССР накануне прекращения существования страны, привело к тому, что сегодня само слово стало ассоциироваться исключительно с умением бойца нанести врагу урон «без применения технических средств». И желательно вообще безо всякого оружия. Голой, так сказать, рукой.

При этом адептов восточных единоборств не смущает, что живем мы не в Китае и не в Японии. И даже не во Франции с Бразилией (савват и капоэйра отчасти смахивают на восточные единоборства). У нас – своя система. Потому что русский человек кулачную схватку рассматривал исключительно, как развлечение. С супостатом же наш предок предпочитал разбираться мечом. Все ж таки россияне, во-первых, европейцы; во-вторых, многому научились у своих варяжских наставников.

Однако по мере того, как границы страны расширялись, возникала проблема: железо дорогое – и мечей на всех не напасешься. К тому же, постановка навыков боя должна была вестись с малых лет, а отковывать мечи еще и на ребятню было бы полным расточительством. Во-первых, случись война, куда те мечи девать? Во-вторых, ребятишки и так норовят себе приключений найти, порою – небезопасных. Дай им реально рубящий меч – чего они натворят? Да и вообще, при всей жестокости той жизни агрессия в детях русичами не поощрялась. Не Япония, небось…

Вот ведь задача воистину в духе русских народных сказок… Создать систему подготовки, которая бы учила будущего бойца координации при владении мечом, выносливости в бою, скорости, умению целиться, умению уворачиваться от удара (в том числе и на бегу, и в ограниченном пространстве). И, кстати, учить надо было еще и духу коллективизма, поскольку русский человек – не берсерк и предпочитал в бою действовать дружиной. Причем эта система должна была бы быть полностью безопасной для исполнителей. И, желательно, веселой – из-под палки русский человек делать ничего не будет.

Волшебная ширинка

Фамилию человека, который пошел туда – не зная куда и принес то, не зная что, история не сохранила. Но факт, что человек этот был – гений. Что становится понятно даже не особенно искушенному в лапте человеку – достаточно просто понаблюдать за игрой не более часа. Игра начинается с подачи: один игрок подбрасывает мяч (сегодня – теннисный, а когда-то – тряпичный), а второй должен попасть по нему лаптой.

Так вот: попасть в маленькую цель на лету (не зацепив при этом партнера, подбросившего мяч) уже само по себе – великое искусство. В бою очень важное – басурманская голова всяко больше, да и на плечах до поры сидела крепко, а летала уже потом. В правилах предписываются удары по мячу не только из-за спины, но и снизу вверх (свеча) и сверху вниз, что тоже вполне соответствует сече на мечах.Но самое главное, что игра на этом не заканчивается. Те, кто подавал, при удачном ударе должны успеть с линии подачи перебежать все поле из «города» в «дом». А те, кто «водит» – поднять мяч (или поймать его с лета) и попасть им в кого-то из перебегающих. Вот тут – полный комплект из всех качеств, жизненно необходимых бойцу: скорости, выносливости, интуиции, глазомера, расчета и командной тактики. И, кстати, по правилам, за всю игру отправить мяч с линии «города» необходимо всем игрокам команды.

Естественно, что такая игра была популярнее всего там, где в пространстве не было дефицита – в деревне. Именно деревня до середины прошлого века поставляла в армию России лучших солдат. А самым серьезным признанием достоинств «первого бойца на деревне» было слово «верткий». Человека, в которого на бегу не попасть мячом, в бою тоже не очень-то «осалишь»…

В лапте еще множество нюансов – но вопрос не в том. А в том, нужна ли она сегодня, когда воины не то что на мечах не рубятся, а вовсе собираются биться, не выходя на поле боя – роботами, дронами и прочими неодушевленными предметами? Ответ дает история возрождения этого вида спорта в Ярославской области…

Борисоглебская застава

Возрождение лапты в Ярославской области началось в прошлом десятилетия. И, наверное, не случайно во главе его встал Борисоглебский район. Во-первых, один из самых «сельских» в регионе. Во-вторых, имеющий в своем расположении один из самых серьезных объектов, имеющих непосредственное отношение к обороноспособности страны. И, возможно, не зря для созданного недавно клуба выбрано название «Борисо-Глебская застава». В-третьих, именно здесь нашелся человек, который увидел в лапте реальный шанс для местной детворы.

– Мой педагогический дебют состоялся в Юркинской школе Борисоглебского района, – вспоминает Елена Николаевна Апраксина, президент федерации русской лапты Ярославской области, – и выбор в пользу лапты был сделан именно потому, что это абсолютно не затратный вид спорта. А о чем еще можно было думать в сельской школе, которая расположена даже не в районном центре?

Сначала руководство района относилось к этому делу, как к экзотическим устремлениям молодого педагога. Потом начались «странности» – подопечные Елены Николаевны принялись сдвигать с пьедесталов районных соревнований своих соперников по легкой атлетике, лыжным гонкам и по многим игровым выдам спорта. Руководство района призадумалось…

А по-другому быть и не могло, уверены тренеры по лапте. Недавно они провели довольно серьезные исследования в области функциональной нагрузки своих подопечных. Оказалось, что за одну игру их спортсмен в режиме максимального ускорения пробегает, в среднем, полтора километра. Что соответствует интенсивной тренировке легкоатлета. А всего за встречу каждому игроку приходится преодолевать бегом от десяти до двенадцати километров. Что сравнимо уже с футболом, но куда более безопасно: по ногам никто не бьет, руками в голову не прилетает. И вообще, при игре в лапту на бегу приходится больше думать, чем толкаться. Что, собственно, и составляет основу основ любой экстремальной деятельности по обороне рубежей – быстрое принятие единственно верного решения в условиях дефицита времени и непрерывно меняющейся обстановки. Именно это, собственно, и является ответом на вопрос из предыдущего раздела.

Пока одни спасаются, другие – побеждают

По сути, нет серьезных препятствий для того, чтобы сделать лапту массовым видом спорта. Кроме одного: дело происходит в Ярославской области, где исконному русскому единоборству приходится буквально втискиваться между золотоносным волейболом, непрерывно возрождающимся баскетболом, футболом, до сих пор посягающим на место «спорта номер один», да еще и хоккеем, равному которому по любви ярославцев просто нет. Выход здесь единственный: чем больше наград завоюют борисоглебские парни и девушки на уровне России, тем больше вероятность, что именно наш регион федералы признают центром развития этого вида спорта. Не надо, во всяком случае, этого бояться: лапта по-прежнему остается самой малозатратной спортивной игрой в мире.

Успехи наших спортсменов видны, что называется, невооруженным глазом: на закончившемся в минувшие выходные первенстве России (оно проходило в поселке Саракташ Оренбургской области) наши девушки стали четвертыми. А юноши, обыгравшие сборную Башкирии со счетом 41:14, взяли золотые медали.

Остается одно: сделать лапту олимпийским видом спорта. У бейсбола не получилось, но по единственной причине: только американцы, не имеющие сухопутных границ ни с кем, кроме Канады и Мексики, могли из лапты сделать такое убожество, под которое именно что поп-корн и жевать. Потому и ареал его распространения – США да Куба… Лапта же вполне может пробиться в эту семью. Под нашими знаменами – многие славянские страны, плюс Финляндия, плюс Казахстан. Проблема в том, что ее трудно ввести в телевизионное пространство. Потому что играть в лапту всяко интереснее, чем ее смотреть…

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Заговоры

Поиск

Журнал Родноверие