Руководитель Лаборатории мониторинга конфликтов Центра изучения этноконфессиональных конфликтов и противодействия экстремизму в молодёжной среде ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» Вадим Шиллер рассказал, как лучше проводить мониторинг на предмет обнаружения экстремистских материалов, сообщает DEITA.RU.

Для эффективности работа мониторингового исследования разбита на блоки. Один из них – это рейтинг основных источников информации. На первом месте стоит Интернет: официальные новостные сайты, социальные сети и мессенджеры. На втором месте стоит телевидение, а также «сарафанное радио», печатные СМИ и так далее.

Эксперты сделали вывод, что соцсети занимают лидирующие позиции. Для доказательства был составлен рейтинг популярности. Так, на первом месте оказалась российская социальная сеть «Вконтакте» – 93% опрошенных. Вадим Шиллер отметил, что основные «баталии» происходят именно там. Далее идут Instagram – 49%, «Одноклассники» – 37%, Twitter – 31%, Facebook – 29%, другое – 18%.

«Фейсбук и «Одноклассники» молодёжь не особо рассматривает как социальные площадки, потому что «Одноклассники» больше для «старичков», а Фейсбук – для людей более статусных. Инстаграм имеет ярко выделенную гендерную специфику, 75% опрошенных – девушки», — сказал Вадим Шиллер, добавив, что более 90% опрошенных находятся в социальных сетях ежедневно.

Второй блок оценивает национальную и конфессиональную идентичность. Как показал мониторинг национальной самоидентификации, самый большой столбик – русские. Эксперт рассказал о существующей подмене национальной и конфессиональной идентичности, человек может себя позиционировать как язычник или сатанист. Существуют такие варианты национальной идентификации как «Я русский», «Мы русские», «Славяне», которые могут являться носителями экстремистских взглядов.

Помимо этого, в Лаборатории мониторинга конфликтов соотносят результаты динамики экстремистских настроений и проявлений в массовом сознании с экономически-политическими событиями в России. Пики волнений приходятся на крупные или резонансные события.

«Например, когда няня-узбечка отрезала русской девочке голову, у нас зашкаливал индикатор «национализм», и на общий индекс экстремистских настроений он оказал большое влияние», — сказал Вадим Шиллер.

Также были проанализированы экстремистские индикаторы за трёхлетний период, которые отражают тенденцию по полугодичным замерам. Самый высокий пик – положительное отношение к славянскому язычеству.

«Под славянским язычеством понимают не историческое язычество, которое было, а его неоязыческий вариант. Он носит псевдоисторический характер и ничего общего с реальностью не имеет, а также является ядром практически всех остальных экстремистских проявлений. Среди прочего у них положительное отношение к нацистской символике, антисемитизму, такие люди положительно оценивают деятельность Адольфа Гитлера и его соратников. Также отмечу положительную динамику роста симпатий к сатанизму, что тесно связано с деятельностью «групп смерти», — рассказал эксперт.

Составной частью методики является расчет корреляционных показателей между индикаторами, нацеленный на выявление системы экстремистских взглядов. Так, результаты обработки массива данных, накопленных за три с половиной года дают устойчивые корреляции между героизацией Гитлера и других вождей Третьего Рейха с нацистской символикой, что свидетельствует о восприятии, например, свастики, как нацистского, а не буддистского или иного символа. Хотя часть опрошенной молодёжи – это представители разных маргинальных групп, проживающих в сельских населённых пунктах и воспринимающих свастику как тюремный символ, что было выявлено нами в процессе изучения степени криминализированности сознания учащейся молодежи Кузбасса. В этом случае мы выходим уже на диагностику субкультуры АУЕ, а не экстремизма.

Помимо этого был проведён мониторинг криминализации сознания, в ходе которого выявляли колумбайнеров. Согласно результатам, существует жёсткая зависимость: чем к более маргинальной группе относится опрашиваемый, тем меньше процент экстремистских проявлений и больше процент криминальных проявлений

Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2015-2020 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.

Справка:

Экстремизм — это не только публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, но и возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. К этому понятию относится также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики, иной атрибутики экстремистских организаций. Экстремистская деятельность – административно и уголовно наказуемое деяние. Санкции за эти правонарушения определены Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ. Распространение экстремистских материалов влечет наложение штрафа либо административный арест до 15 суток. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные в сети Интернет наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Поиск

Журнал Родноверие