На молениях в честь Агавайрем 8 июня, состоявшихся в Новоторъяльском районе Марий Эл, на главном алтарном дереве Онапу была помещена православная копия Казанской иконы Божьей Матери. Эти моления проводил бывший руководитель централизованной организации традиционной религии мари Александр Таныгин. После того, как сюжет о молениях был размещен на сайте ГТРК "Марий Эл", на него обратило внимание сообщество "Озаҥ оласе Чимарий Кумалтыш ушем" ("Община марийской традиционной религии Казани"). Почему православная икона оказалась в священной роще? Не оскорбляет ли это чувства приверженцев традиционной религии мари? И насколько исключительный это в практике молений случай? Корреспондент "Idel.Реалии" изучил реакции на происшедшее.

"НАШИ ПРЕДКИ ДАЖЕ В САМЫХ СТРАШНЫХ КОШМАРАХ НЕ МОГЛИ ПРЕДСТАВИТЬ"

Подобные действия справедливо воспринимаются большинством мари как акт кощунства, как преднамеренное оскорбление подлинных чувств верующих

Публикация в группе "Озаҥ оласе Чимарий Кумалтыш ушем", посвященная молениям в Новоторъяльском районе Марий Эл с православной иконой, появилась 12 июня. Вероятным администратором группы является марийский целитель, президент фонда "Ош кече" Виталий Головин. Возможно, эта публикация была размещена от его лица. В ней, в частности, обращается внимание на то, что "марийская традиционная вера Чимарий Юмынйӱла тысячелетия из поколения в поколение передаваясь, дошла до наших дней, только благодаря тому, что наши предки ревностно защищали свою веру от всех посягательств". В настоящее же время "в Марий Эл творится то, о чем наши предки даже в самых страшных кошмарах не могли себе представить". В публикации перечислялись факты: из сюжета, показанного на государственном телеканале следует, что на традиционное моление Агавайрем Кумалтыш принесли православную икону; поставили ее на главное алтарное дерево онапу; украсили по чимарийской традиции белым полотенцем; икона стояла выше всех других атрибутов богослужения. "Idel.Реалии" подробно описали обряд традиционных марийских молений в специальном репортаже.

С этого и начинается мягкая экспансия христианства и потеря веры Чимари

"Я вполне допускаю, что кроме чимари на это моление приходят и марийские синкретисты, иначе их еще называют двоеверцы. Но друзья мои, двоеверец это человек, который на марийские праздники ходит в Кӱсото, а в христианские праздники в православный храм. Я лично знаю много мари, хороших людей, кто по сути двоеверец, думаю, это личное дело каждого. Я не имею ничего против этого явления, хоть мне это не очень нравится, но, полагаю, привнесение и использование в марийских Природных Храмах — Кӱсото, Агавайрем ото, атрибутов других религий (крестов, икон, статуй и так далее) в религиозных целях это абсолютно недопустимо. Подобные действия справедливо воспринимаются большинством мари как акт кощунства, как преднамеренное оскорбление подлинных чувств верующих. Я совершенно не могу представить, чтобы такое могло произойти в мусульманской мечети. Никому в голову не приходит в мечеть принести православную икону для моления. Так почему же в наши Храмы, в наши Кӱсото приносят иконы и совершают с ними богослужения?", — задал тему дискуссии автор публикации. Он высказал мнение, что "сейчас и впредь, все действия подобного рода будут осуждаемы, а лица их совершающие, независимо от духовного сана, порицаемы".

ДИСКУССИЯ И КОММЕНТАРИИ

В соцсетях и на перепечатавшем публикацию сообщества сайте MariUver происшедшее довольно активно комментируется.

"С этого и начинается мягкая экспансия христианства и потеря веры Чимари", — написал пользователь "ВКонтакте" москвич Эдуард Миннибаев.

"Не могу считать Таныгина не только верховный картом, таким он уже давно не является, а вообще даже картом, это его провокация со своими приближенными. После такого шоу можно сказать больше нет руководства МТР, они самораспустились", — полагает Юрий Петряев из Санкт-Петербурга.

"Это что? Новый вид религии? Гибрид марийской духовной традиции и православия? Онаеҥ-влак, объясните, скажите, будьте так любезны, как эта религия называется? Какова её философия? Кто сторонник?" — задает вопрос Валентина Ялгубаева.

Это что? Новый вид религии? Гибрид марийской духовной традиции и православия?

Философ Александр Зенкин считает, что не нужно начинать распри из-за особенностей богослужения в том или ином регионе Марий Эл:

"Еще невежественно начните ругать молящихся в кюсото за свечи! Поклонение матери и сыну всегда прекрасно, и вовсе не кощунство ни для какой религии, усвойте это! Христиане — ведь я уже писал! — это взяли из величайшего язычества древних египтян, а учиться у них ни для кого и сегодня не вредно и только полезно! Вот полотенце на ликах Матери с Сыном надо бы было марийское, это серьезнейшее упущение картов. И в этом уже видится или какая-то явная непонимаемость веры, отсутствие подлинной мудрости, или даже, может, прямое предательство. Марийское полотенце гораздо мощнее рисованных ликов и сразу бы сделало их марийскими! И коли принесли икону, принести следовало бы и фетиши и из других религий, ибо наша вера их все вмещает, и я об этом тоже говорил. Мы в основе всех! И мы не боимся никаких чужих святынь, они слабее красоты мира, природы, которым мы поклоняемся как подлинно великим творениям Кугу Юмо и всех наших Богов! И А.Таныгину я прямо, без излишней скромности сейчас говорю: учитесь тому, что я излагаю. Теперь о фразе "Идите, повесьте в православной церкви языческий символ...". Говорить так нелепо, их там полно и без ваших приношений! Мало того, истинные марийцы несут в церковь яйца и куличи на марийских полотенцах, и я еще не слышал, чтоб церковники это даже просто увидели-поняли... Еще раз: не надо противостояний: мари-христианин-язычник или мари-язычник-христианин...".

Поиск

Журнал Родноверие