Индийский археолог собрала сведения об использовании неолитических каменных колец в повседневной жизни современных жителей десяти деревень в провинции Одиша и пришла к выводу, что древние артефакты применяются ими для лечения крупного и мелкого рогатого скота. Местные жители используют знахарский способ врачевания животных в повседневной жизни, не осознавая рукотворное происхождение колец и руководствуясь традиционными практиками, полученными от предыдущих поколений. Материалы исследования опубликованы в журнале Antiquity.

Повторное использование древних предметов и приписывание им магических свойств распространено по всему миру. Исследователям известно немало случаев, связанных со второй жизнью археологических артефактов: от топоров-кельтов и кремневых наконечников стрел до египетских мумий. Арабские и еврейские средневековые торговцы снабжали аптеки Европы «лечебным» товаром, поставляя им кусочки египетских мумий и смолистые бальзамические вещества из их внутренностей и черепов. Использование мумий было так популярно, что некоторые фармацевты предлагали снадобья из них до начала ХХ века.

Славянские и многие другие народы Евразии наделяли сакральными свойствами древние орудия и оружие: кремневые наконечники стрел и копий, каменные и бронзовые топоры. Их называли «громовыми стрелами», а зарождение в земле связывали с ударами молний, посланными языческими богами-громовержцами. Найденные случайным образом на вспаханном поле или в обнажениях оврагов древние артефакты берегли и передавали следующим поколениям. Деревенские знахари готовили с их помощью лекарства для больных людей и скота. Церковь порицала использование громовых стрел и топоров, называя их «богомерзкими» проявлениями язычества.

Каменные кольца — археологические артефакты, получившие вторую жизнь в деревнях на востоке Индии. Эти предметы не до конца ясного назначения, по мнению ученых, имеют неолитическое происхождение. Они изготовлены из местных кварцито-песчаников, имеют округлую или подпрямоугольную форму со скругленными краями, заглаженной поверхностью и круглым отверстием посередине. Возможно, своим первым владельцам они служили навершиями палиц или других орудий. Местные жители собирают эти камни, используют в знахарских лечебных практиках и передают из поколения в поколение.

Исследователь Сутонука Бхаттачарья (Sutonuka Bhattacharya) из Археологического института при Министерстве культуры Индии проанализировала случаи повторного использования археологических артефактов современными жителями округа Баргарх на востоке Индии. Объектом ее интереса стали каменные кольца, которые местное население использует в магических ритуалах, связанных с содержанием и лечением домашнего скота. По мнению исследователя, владельцы колец не понимают древность и археологический смысл предметов, получая сведения об их сакральном предназначении из устных преданий.

c41a77153c923a092dec67d9dd734169
Bhattacharya / Antiquity, 2021

Для изучения повторного использования каменных колец археолог обследовала 295 домохозяйств в десяти деревнях округа Баргарх в провинции Одиша. В восьми поселениях из десяти ей удалось обнаружить применение каменных колец, а в двух оставшихся население знало, как их следует применять, но не применяло. Всего найдено 25 экземпляров, среди них — 18 целых и 7 сломанных. Все артефакты были найдены в прилегающих к деревням лесах на расстоянии не более пяти километров от них. В домах с находками были проведены интервью с мужчинами — главами семейств. Все респонденты подтвердили практическое использование колец в качестве защиты домашнего скота от хризопелии (Chrysopelea sp.) — летающей змеи. Считается, что в сезон дождей эти змеи могут отбрасывать на животных свою тень и вызывать болезнь. Заболевшую корову лечат единственным способом: приносят на неделю в дом и привязывают им на шею каменное кольцо. Для лечения коз используют мелкие или сломанные кольца.

2b4cc3f1995dec7681d25ca90383856f
Bhattacharya / Antiquity, 2021

Археологу не удалось обнаружить корреляционной зависимости между обладанием лечебным амулетом и социальным положением, размером или богатством семьи. Каменные кольца не имеют никакой статусной или экономической ценности, при необходимости их легко одалживают соседям. Автор предполагает, что исследованные каменные кольца происходят из двух памятников с микролитической индустрией неолитического времени, расположенных в районе Баргарх — Дехулия (Dekhulia) и Кумбхо (Kumbho).

Поиск

Журнал Родноверие