2 марта в Круглом зале Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) открылась выставка «Мудрено сотворено. Русский женский костюм из собрания МАЭ РАН. К 175-летию Русского географического общества». В витринах представлены удивительные по красоте и редкости предметы, собранные во второй половине XIX века для Этнографического музеума РГО и позже, в 1891-м году, переданные на хранение в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Вечная весенняя тема – «мужское и женское» – находит отражение в культуре и в науке. Мужчины-собиратели и женщины-мастерицы. Что привлекло одних, и чем покорили другие?

В русских селениях девочку с малых лет готовили к семейной жизни. С семи лет она пряла, вышивала, а с тринадцати ткала и должна была сшить себе первую рубаху. Незамужняя девушка обязательно готовила себе приданое, в которое входило до 50 полотенец, и все они должны были быть вышиты, так как предназначались для особых случаев. Полотенца берегли, ведь в вышивке сохранялась память семьи, рода и знания о мироздании.

Самые красивые и необычные орнаменты, украшающие подзоры (свадебные простыни), полотенца и золотошвейные головные уборы XIX века, стали самостоятельными экспонатами выставки. Их специально сфотографировали в фотостудии МАЭ РАН, для того чтобы точно перенести на экспозиционные этикетки. Людмила Сергеевна Лаврентьева, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России, отмечает:

«Для меня очень важно, чтобы узоры прозвучали на выставке, как отдельная мелодия. Посмотрите: вот «барсики» на праздничном полотенце из Ярославской губернии… Они такие изящные, изысканные. А вот – свадебный подзор — таких на кровати молодоженов могло быть до семи. На этом – изображение свадебного обряда, типичного для северных территорий. Мы видим дома, храмы и фигурки людей, к ним приближающиеся. Сейчас дополнительно фотографировали эти предметы как раз для того, чтобы такие детали можно было рассмотреть. Точнее даже, мы хотим акцентировать внимание посетителей выставки на этих деталях…»

В больших витринах представлены праздничные женские костюмы: сарафаны-ферязи с ложными рукавами, рубахи-долгорукавки, понёвы, выполненные в уже утерянной технике двойного ткачества. Многие из этих предметов были созданы лет 200 назад, а выставляются впервые! То есть впервые за 120 лет они покинули фонды Кунсткамеры!

«Текстиль – один из самых сложных материалов для хранения, — признается старший хранитель фонда «Европа, Африка, Индия, Кавказ» Нина Ильинична Андросова. – Но нам повезло – мы содержим костюмы, и в том числе те, что поступили к нам из Этнографического музеума РГО, в массивных деревянных шкафах старой императорской гардеробной. Когда-то эти шкафы переехали в Кунсткамеру из Зимнего дворца. А уникальные головные уборы мы храним, как и положено, в «шляпных коробках»… Все предметы, отобранные для выставки, — в хорошем состоянии. Конечно, они требовали «предпоказной подготовки», но в целом уровень их сохранности в течение стольких десятилетий – это комплимент хранителям нашего фонда….»

Предпоказной подготовкой предметов занимались реставраторы. Как говорит Ольга Жмур, заведующая лабораторией реставрации и консервации МАЭ РАН: «Текстиль, конечно, «поле для дискуссий». Мы со своей стороны всегда отстаиваем «минимизацию вмешательства». Даже сухая чистка может быть противопоказана предметам из текстиля. И даже глажка! – ведь повышенные температуры ослабляют волокна ткани…».

Впрочем, и в этот раз, как всегда, реставраторы нашли наилучшие пути для экспонирования. Выставка не станет стрессом для старинных предметов. А сами предметы радуют глаз посетителей.

Открывая выставку, директор МАЭ РАН Андрей Владимирович Головнёв, поблагодарил всех сотрудников музея, участвовавших в подготовке временной экспозиции. Затем под сводами Круглого зала прозвучали старинные русские песни в исполнении фольклорного ансамбля детского этнокультурного Центра «Китежград». В завершение вернисажа куратор Людмила Сергеевна Лаврентьева провела обзорную авторскую экскурсию по выставке и рассказала не только об отдельных предметах, традициях, с ними связанных, или техниках, но также и о тех собирателях, стараниями которых эти вещи стали музейным достоянием.

Празднична, нарядная и самобытная, выставка «Мудрено сотворено. Русский женский костюм из собрания МАЭ РАН. К 175-летию Русского географического общества» будет доступна для посещения до конца весны. Ведь весна во многих культурах, и, конечно, в русской, ассоциируется с жизнеутверждающим женским началом!

a 1
a 2
a 3
a 4
a 5

Поиск

Журнал Родноверие