Демонстрация защитников памятника Святовиду (AGNIESZKA SADOWSKA)

Наливая мед в знак жертвоприношения, около тридцати верующих со всей Польши протестовали в субботу (20.01) на рыночной площади в Хороще под Белостоком против исчезновения статуи Святовида при загадочных обстоятельствах. Статуя почти двадцать лет простояла на соседней Бабьей Гуре.

Члены Коренной польской церкви (религиозного объединения, официально зарегистрированного в Польше) развернули плакат: "Знай свое наследие". В руках они держали флаги с солярными символами — руками Бога и колесом.

Перед памятником 1934 года, посвященным павшим в борьбе за свободу Родины жителям Хороща и окрестностей, члены и сторонники этой Церкви (неоязычники) поставили свечу перед медовым подношением. Они приехали из Ольштына, Варшавы, Прушкува, Гданьска и Торуни.

Копия славянского божества

Обстоятельства и точная дата исчезновения статуи Святовида из Бабьей Гуры (места, считающегося культовым у коренных жителей Польши) неизвестны. Эта деревянная статуя (автор — народный скульптор Влодзимеж Наумюк из Канюка в Подляшье) была установлена на Бабьей горе у деревни Костюки (близ Хороща) в 1998 году. Это копия статуи славянского божества, найденной в Збруче на Украине; оригинал находится в Археологическом музее в Кракове. По мнению многих историков, Бабья Гура была местом древних языческих культов.


Агнешка Садовская

Идея создания скульптуры принадлежит Славомиру Халицкому, в то время директору Культурного центра в Хороще, а впоследствии мэру Суража. Первоначально скульптура недолго простояла в помещении Культурного центра, а затем украсила Доминиканскую ярмарку, ежегодно проводимую в Хороше. В течение многих лет статуя была рекламным брендом города и являлась туристической достопримечательностью на веломаршруте "Зеленое вело — Свентовидская тропа", т.е. маршруте, соединяющем Белосток с Наревским национальным парком, в конце которого можно полюбоваться панорамой Наревской поймы с разрушенного моста в Крушево.

Скульптура несколько раз попадала в заголовки газет, когда предпринимались попытки ее уничтожения. Особенно летом 2009 года. Тогда она была сильно повреждена. На стыке между главной колонной и изображением четырех голов был обнаружен след от пилы. Неизвестный злоумышленник (злоумышленники) не стал полностью спиливать дерево — голова идола осталась на статуе. Основание скульптуры также было нарушено. Из основания была выбита специальная каменная защита, предохраняющая дерево от гниения. Создавалось впечатление, что кто-то хочет вытащить Свиатовида из земли.

Зачем это показывать?

В декабре прошлого года на заседании городского совета Хороща советник Ян Чарнецкий (опытный депутат местного самоуправления, в настоящее время независимый депутат, ранее работавший в различных органах местного самоуправления в составе PSL, PO и "Правого сектора" Марека Юрека) призвал убрать Святовида из Бабьей Гуры (к тому времени его там уже, вероятно, не было).

"Газете "Выборча" он пояснил:

Этот Святовид находился на участке рядом с кладбищем солдат, погибших во время Первой мировой войны. Рядом с этим кладбищем был установлен Святовид, которому в наших краях не поклонялись. Другие божества были, но поклонения Святовиду здесь не было. Зачем пропагандировать то, чего не существует? Не должно быть такой скульптуры рядом с этим кладбищем. Мы, поляки, такие, что уважаем такие христианские места. Если посмотреть на запутанную историю Польши, то мы должны уважать это место. В нашей области есть много красивых памятников: дворец с садом в Хороще, красивые костелы. Много красивых мест, которые можно показать туристам. Зачем показывать то, что не имеет никакого отношения к нашей области?


Агнешка Садовска

Это частная земля

Пресс-секретарь мэра Хороща Уршула Глинска в интервью газете "Выборча" перед началом акции протеста заверила:

"Территория, на которой стоит этот обелиск, является частной землей. Мы, как муниципалитет, не имеем никакого влияния на то, что на ней происходит"

Славомир Халицкий утверждает, что скульптура была заказана им как директором Центра и перенесена в Бабью Гору по его идее — после согласования с владельцем земли — на основании исторических материалов, подтверждающих языческий, раннеславянский, культовый характер этого места.

Против размывания идентичности

Ратомир Вилковский, представитель совета коренной польской церкви (и żerca — священник в славянской религии), в начале января в интервью газете "Выборча" сказал:

"В течение многих лет статуя на Бабьей Гуре была важной остановкой на маршруте велосипедной дорожки, от которой она получила свое название. Она даже была местной достопримечательностью. Однако для славян-родноверов она была прежде всего символическим изображением их божества и частью культового места, которым для них была и остается вершина Бабьей Горы. Родноверы являются религиозным меньшинством в Польше. Они представлены несколькими зарегистрированными религиозными объединениями, такими как "Родзимы Костюл Польский" или "Родзима Виара". И хотя они являются относительно сильно рассеянным по стране меньшинством, они заслуживают тех же прав и уважения к своей вере, что и остальные члены польского общества. Это, безусловно, неуважение к правам меньшинств.


Агнешка Садовская

Во время субботней акции протеста (которая была законной и охранялась полицией), когда верующие поставили свечу перед памятником, из костела напротив раздался звон колоколов.

Ратомир Вилковский сказал журналистам:

Мы протестуем против уничтожения нашей самобытности, культуры и веры. Христианизация продолжается. Славянские символы и исконные традиции удаляются из нашего общественного сознания. Власти Хороща должны понимать, что, уничтожая такие следы старой идентичности, они теряют ее, город станет еще одним, где крестов больше, чем других символов"

Почему возник протест и жертвоприношение у памятника?

Пояснил Ратомир Вилковский:

Это тоже наши герои

Родноверы подали заявления в милицию (с требованием установить виновных в демонтаже статуи) и в прокуратуру о нарушении религиозных прав в связи с разрушением места поклонения.

"Это сделал не настоящий поляк"

Житель Варшавы, один из прихожан Костела коренных поляков, в свою очередь, объяснил причины протеста:

Мы рассматриваем факт исчезновения Святовида как посягательство на памятник культуры и профанацию религиозного культа. Это задевает наши религиозные чувства. Это деяние не могло быть совершено простыми вандалами. Не было воли владельца земли, на которой она стояла, чтобы она исчезла оттуда [владелец, разрешивший установку статуи, умер, а в отношении земли ведутся наследственные дела — ред].

Родноверы заявили, что им уже удалось убедить двух местных фермеров возвести на их частной земле в гмине Хорощ объекты поклонения, в том числе небольшую часовню со статуей — предположительно, Свентовида.

Один из местных фермеров, давший разрешение на предоставление своей земли для этих целей, выступил в субботу на рынке, говоря об исчезновении Свентовида из Бабьей Гуры:

"Я христианин и считаю, что то, что было сделано с этими государствами [коренными верующими — ред.], является актом варварства и вандализма. Ни один настоящий поляк не мог этого сделать. Это сделали какие-то антипольские люди и люди, которые хотят уничтожить нашу культуру. Так нас уничтожают как нацию и государство.

Присутствующие (среди которых была одна молодая женщина со значком "Женская забастовка" на лацкане) аплодировали ему и кричали: — Слава!

Действие: покупка земли

Родноверие — это религиозное объединение, относящееся к этническим, дохристианским верованиям славян. Славянские родноверы политеистичны, т.е. многобожны, а макромир — по мнению родноверов — не создан Богом, но тождественен ему. Свою этику они строят на основе документов и сохранившихся фольклорных источников.

Они признают, что человек — часть природы, часть окружающего мира, и наибольшую пользу он получит, "действуя не против этого мира, а в соответствии с его правилами"

Они признают, что необходимо подчиняться законам природы и законам общественного устройства.

Сейчас родноверы пытаются самостоятельно приобрести хотя бы гектар земли для создания своего центрального места поклонения, места сохранения своей языческой идентичности. Возможно, где-нибудь в центральной части Польши или на северо-востоке — там, где для отправления культа есть больше земли с выходом на берег реки или озера (что необходимо, например, для отпускания гирлянд в Купальскую ночь).

В РКП по формальному варианту (декларирование права, например, на выполнение жреческих функций) входит около пятисот человек, по дискреционному (устное декларирование) — около двух тысяч. По разным оценкам, всего язычников в Польше насчитывается около 13-14 тыс. человек.

Карта происшествий

Поиск

Журнал Родноверие