Предложенный поход к определению язычества и его типологизации позволяет по-новому подойти к оценке численности язычников в России и в мире. Двадцать лет назад русское языческое движение (РЯД) было движением одиночек и малых групп в крупных городах, в середине 90х и начале нулевых оно приобрело характер молодежной субкультуры, а сегодня может рассматриваться как массовое этническое движение, как языческий cубэтнос внутри русского этноса. Корректная оценка численности язычников в России необходима как для осознания масштаба явления, которое исследуется, так и для выработки адекватной государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
По данным независимой исследовательской службы «Среда», представленным в электронном Атласе религий и национальностей России, число религиозных язычников без различия их национальной принадлежности, ответивших в анкете «исповедую традиционную религию своих предков, поклоняюсь богам и силам природы» составляет примерно 1,2 % от всех опрошенных (Общероссийский опрос МегаФОМ 29 мая – 25 июня 2012 г., выборка: 79 субъектов РФ, более 2200 населенных пунктов, 56 900 респондентов) [Арена.Атлас религий и национальностей России, 2012: URL]. Соответственно, исходя из оценки взрослого населения России по числу избирателей (на 2016г. – 111 724 534 человек), число современных язычников всех народов России можно оценить в 1,34 млн. человек. Эта цифра существенно превышает численность приверженцев иудаизма, буддизма, шиитского направления ислама, католической, протестантской и пятидесятнической церквей, восточных религий и духовных практик, полученную в этом же исследовании. Пожалуй, впервые в истории социологии религий в опроснике был правильно задан вопрос, позволивший выявить язычников среди разных народов. До этого язычников относили либо к атеистам, либо к православным, либо к лицам с неопределенными верованиями.
Совокупная численность в России носителей традиционных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и народов Поволжья в 1992 году может быть оценены по максимуму примерно в 600 тысяч человека на основе данных Иллюстрированного энциклопедического словаря [Иллюстрир. энцикл. словарь, 1995:820-874]. Это если принять, что каждый представитель соответствующего народа одновременно и носитель традиционной религии. Заметим также, что именно языческие религии в этом источнике тогда считались традиционными, религиями коренных народов, а христианство, ислам, буддизм к этому числу не относились, точка зрения на «традиционность» у религий поменялась на иную после принятия соответствующего законодательства в России. Конечно, подобный метод оценивания числа приверженцев той или иной религии далек от науки, но дает возможность оценить максимально возможное число приверженцев религии. В связи с падением рождаемости в постсоветское время цифра численности традиционных язычников народов Сибири, Севера, Дальнего Востока и Поволжья не могла существенно возрасти до 2012 года (год опроса службы «Среда»). Допустим, что численность традиционных язычников, кроме русских, на сегодня составляет 600 тысяч человек, как и в 1990 году. Это максимально возможная оценка числа язычников нерусской национальности, учитывая по новым данным службы «Среда», что в большей части национальных республик они составляют менее 15% титульной национальности (только в Алании- 29% примерно на 400 тыс. осетин-алан/избирателей), а также учитывая малонаселенность этих республик и достаточно большую долю в них русского неязыческого населения. Тогда рост численности религиозных язычников до 1,34 млн человек, обнаруженный службой «Среда», может быть объяснен только обращением к исконной языческой религии русского населения (славянских народов) – это 734 тысячи язычников.
Однако в исследовании службы «Среда» не учитывалось, что помимо религиозных язычников, есть нерелигиозные язычники, определяющие свое мировоззрение как языческое (этноприродное), а часть из них называют свою веру православной и монотеистической, отвергая и христианство, и политеизм. Такие респонденты в исследовании могли попасть в число тех, кто выбрал «не языческий» вариант ответа в опроснике, и были зачислены, возможно, в категорию «верят без религии» или «атеисты», соответственно, 25% и 13% от числа опрошенных.
В 2010-2012 годах автором на сайте религиозной группы Содружество Природной Веры «Славия» был проведен опрос на выборке 100 человек из числа язычников. В этом опросе выяснилось, что язычников нерелигиозных, которые не верят в существование богов, примерно в 3 раза больше религиозных язычников, которые верят в существование одного и многих богов. Допуская, что это соотношение выполняется для русских язычников в целом, получаем нижнюю оценку численности современных язычников в России около 3,6 млн. человек (около 3,2% взрослых/избирателей), из которых 734 тысячи — русские религиозные язычники, 2,2 млн. — нерелигиозные русские язычники, 600 тысяч человек — язычники других коренных народов России. Это — минимальная оценка русских язычников на 2012 г., потому что в условиях жестко негативного отношения к язычеству, открытое обозначение приверженности исконным верованиям своего народа воспринимается как рискованное дело.
Таким образом, если грамотно учесть в социологическом опросе наличие как религиозных, так и нерелигиозных язычников, общая численность язычников в России, с учетом язычников-монотеистов и нерелигиозных язычников, может быть в 2,7 раза больше, чем это обнаружено в опросе службы «Среда» (выявившим только язычников-политеистов). А по численности приверженцев современное русское язычество (и тем более язычество в целом) в России оказывается сопоставимо с числом мусульман. Этот рост численность приверженцев язычества мы наблюдаем после тысячелетнего преследования языческих верований при почти нулевой численности русских язычников в конце 80-х годов XX и в условиях продолжающейся дискриминации, дискредитации русского язычества.
Фактически, на глазах исследователей возникают серьезные предпосылки для формирования принципиально новой религиозной и национальной идентичности, для изменения самосознания русского народа. В связи с чем можно выдвинуть гипотезу о формировании русского языческого субэтноса, которая требует обоснования или опровержения в специальных исследованиях. Собственно, многие русские язычники, лидеры языческих (родноверческих) объединений давно и осознанно ставят в качестве своей сверхцели преобразование этнического самосознания русского народа на основе языческого мировоззрения. И если будут получены данные о реальных признаках формировании русского языческого субэтноса — это подтверждением достижимости ими этой цели.
Заключение
В это работе дано определение понятий «современного язычества», «языческой религии» в контексте более общего понятия «религия». Причем это определение дано в таком виде, что это соответствует самопониманию языческого мировоззерения и языческой религии их носителями в России.
На это основе проведено различение понятия «современного язычества» и пришедшими из западной науки понятиями «традиционализм», «неоязычество», «ньюэйдж». Показаны отличительные особенности современного язычества в России, в силу которых перенос на это явление понятий «традиционализм», «неоязычество», «ньюэйдж» является методологической и терминологической ошибкой, что непосредственно ведет к ошибкам с социологических исследованиях распространенности данных явлений.
На основе представленных определений язычества предложен методологический подход к формированию содержательной (не функциональной) типологии язычества и других религий, основанный на сущностных признаках религии. Дан пример содержательной типологизации язычества по особенностям его исторической трансформации. Этот методологический прием типологизации язычества может быть равным образом применен к различным культурам и религиям. Особое значение автор придает созданию типологизации по этическим характеристикам религии и религиозных объединений.
Автором на основе опроса, проведенного исследовательской службой «Среда», дана оценка численности современных русских язычников в России с учетом как верующих, так и неверующих язычников. Показано, что отсутствие раздельного способа учета язычников-политеистов, язычников-монотеистов и язычников-атеистов может вести к существенным ошибкам в социологических исследованиях по оценке числа приверженцев язычества. В связи со взрывным ростом числа приверженцев русского язычества автор выдвигает гипотезу о формирования русского языческого субэтноса.
Литература
1. Иллюстрированный энциклопедический словарь./Ред. кол.: В.И.Бородулин, А.П.Горкин, А.А.Гусев, Н.М.Ланда и др. – М.:Большая российская энцикл., 1995, с.820-874.
2. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Т.8: Итоги тысячелетнего развития. Кн.1/А.Ф.Лосев. – М.: Искусство, 1992, 1994.
3. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян./ Б.А. Рыбаков. — М.: «Наука», 1980, с.3.
7. Битцевское обращение Круга Языческой Традиции (КЯТ) [Электронный ресурс], 2002.
8. Царицынское обращение Круга Языческой Традиции (КЯТ) [Электронный ресурс], 2005.
9. Атлас религий и национальностей России [Электронный ресурс], 2012. Режим доступа.