О том, кто они – тамбовские язычники, или родноверы, почему не любят Бориса Ельцина и Владимира Святого, а их самих не любит РПЦ, и как отметили они Комоедицу на поляне у священного дуба, читайте здесь.

VOX Populi

Перед тем, как приступить к написанию этого текста, я и в этот раз провёл символическое исследование, поинтересовавшись у простых тамбовчан, знают ли они, кто такие современные язычники.

Вот что из этого вышло:

Полина, 23 года, продавец косметики:

«Ну да, это что-то вроде толкиенистов, наряжаются в костюмы предков, какие-то праздники устраивают, фолк слушают. Я слышала, что в нашем городе есть такие люди. Если им нравится, пусть занимаются и верят во что хотят, мне какое дело?»

Сергей Иванович, 64 года, пенсионер:

«Молодой человек, язычники были в древние времена, до крещения Руси. Есть ли они сейчас? Вряд ли. Ну, если не считать язычниками коммунистов. Хотя я бы верных ленинцев отнёс скорее к сатанистам»

Александр, 37 лет:

«Нет, не знаю. А сейчас такие разве бывают?»

О русском духе и Борисе Ельцине

«Мы – родноверы. «Родная вера» — это название союза славянских общин, в который мы входим. Можно нас называть и язычниками. Когда нас именуют неоязычниками, я тоже не обижаюсь. Слово «язычник» произошло от слова «язык», на котором народ общается, понимает друг друга. Неоязычники – это новые люди, которые восстанавливают то, что было, которые хотят жить в ладу с матушкой природой»,

— объясняет мне духовный лидер общины Александр Архипов. Тамбовским, да и не только, язычникам он более известен, как Доброяр

Вообще первые родноверческие общины стали возникать в ещё советской России в самый разгар перестройки. Это явление стало следствием интереса в основном некоторых представителей интеллигенции к дохристианским традициям.

Тамбовская община силами нескольких энтузиастов зародилась чуть позже – в 1992-1993 годы.

Среди них был и Архипов:

«Чувство понимания природы у меня было всегда, но я как-то не вдавался в тонкости. Меня подтолкнул к этому «товарищ» Ельцин, который всю страну довёл до ручки. Я не понимал, почему униженные люди, которые по полгода не получали зарплат, всё это смиренно сносили. В результате анализа я пришёл к выводу, что подавили русский дух в человеке, справедливый и хороший русский дух. А где его найти? В христианстве я его не увидел. Какие же грустные лица у людей, выходящих из церкви!»

Из исторических деятелей Доброяр питает особую нелюбовь не только к первому президенту России, но и к великому князю Киевскому Владимиру Святославичу, уничтожившему языческих идолов и установившему православие в качестве официальной религии.

Самым почитаемым божеством у язычников является Род, который, в соответствии с их верой, породил этот мир. Многочисленные боги – такие как Перун, Велес и Макошь, всё это проявления Рода, олицетворяющие различные природные силы. Причём, мощь каждого из богов меняется в зависимости от времени года.

Стоит сказать, что тамбовская община активно участвует в экологической жизни города, проводит субботники, а последние месяцы пытается спасти речку Студенец, которую незаконно замуровали в коллектор.

Легендарное озеро, сакральный дуб

С Доброяром и ещё десятком спутников мы движемся в сторону Святовского озера. Наш путь лежит по извилистым дорожкам пригородного леса. Среди моих попутчиков не только язычники, но и просто любопытные тамбовчане. Родноверы не против участия в их обрядах непосвящённых. Святовское озеро, кстати, место легендарное. Скорее всего, имеющее метеоритное происхождение. Издавна из уст в уста передавалась легенда о затонувшем на его глубоком дне храме. Говорят, что ещё живы свидетели гулкого колокольного звона, будоражившего округу. В общем, место это непростое и для тамбовских язычников сакральное. А недалеко от его берегов есть полянка, где растёт древний дуб – символ мудрости и силы. Там-то и будут сегодня отмечать Комоедицу.

«Что мне здесь особо нравится? А то, что никто никого ни к чему не принуждает. Нужно вести себя по-человечески, не хулиганить, помогать друг другу – вот и все правила. Жертвоприношений животных у нас, конечно же, нет. Я категорически против этого. Какой в этом смысл, и кому от этого будет хорошо?»,

— говорит язычник Юрий, помогая мне пройти через топкое место по брёвнышкам. Он уже четыре года в общине

Интересуюсь о взаимоотношениях тамбовских язычников и православных у Доброяра.

«Официальных конфликтов не случалось. Но, по нашей информации, именно епархия, давшая соответствующие распоряжение управлению культуры, запретила проводить в Пушкинской библиотеке день славянской культуры. В прошлый раз священники отказались участвовать в мероприятии и демонстративно покинули стены библиотеки. Я же считаю, что нельзя делить культуру на языческую и христианскую, а надо находить точки соприкосновения. Да и православные многое взяли у язычников, многие праздники у нас совпадают»,

— отвечает мне лидер тамбовской общины

«Я вот нашёл ещё в советское время «Домострой», мне было интересно, что там писалось о семейном укладе. Я ужаснулся. Там было всё основано на страхе. Да убоится жена мужа своего, да убоится Бога. Но почему Бога бояться надо? Его надо почитать, уважать, и надо себя бояться, когда нарушаешь божественный закон. Это как отношение к ребёнку. Ребёнок не должен бояться родителей, страх сковывает человека, не даёт развиваться»

Комоедица

Вот и заветная поляна, где уже идут приготовления к таинству. С нашим отрядом в лагере можно насчитать не менее полусотни человек. Здесь есть и пожилые, и совсем маленькие дети, в основном, конечно, молодёжь. Лагерь шевелится — все заняты своим делом. Мужчины рубят дрова для костров, таскают брёвна, ставят качели, женщины готовят обед и набивают соломой чучело Мары – богини зимы. Дети резвятся у священного дуба, жрец Доброяр с помощниками занят подготовкой к обряду.

Комоедица – это, в общем-то, привычная нам Масленица. А сам обряд проводится в день весеннего равноденствия, когда ночь и день сравнялись по времени. Язычники должны повстречать Живу – богиню жизни, которая вот-вот станет сильнее богини смерти. Родноверы должны обязательно участвовать в игрищах и состязаниях – это чтобы предки видели их удаль, ловкость и здоровье. Непременно накрывают стол – тогда духи пращуров смогут убедиться в том, что их потомки живут в достатке.

Летом, например, на праздник Иван Купала народу приходит в разы больше. Иногда любят заглянуть на огонёк и сотрудники компетентных органов.

«Встречаемся, созваниваемся с работниками полиции, ФСБ, отдела по борьбе с экстремизмом. Они нашу деятельность отслеживают, снимают иногда на камеру, иногда скрыто, а иногда и нет. Работа у них такая. Я к этому отношусь нормально»,

— говорит мне Доброяр

Всё начинается с очистительных обрядов. Становятся в круг.

«Чур-чурило, добро к нам приваживай, гори-гори ясно, чтобы не погасло»,

— кричит жрец Доброяр, а за ним повторяют все остальные, время от времени поднимая вверх руки

Костёр разгорается плохо, из чего жрец делает вывод, что год будет сложный и лишь с помощью знаний и мудрости удастся добиться успехов. Богине жизни приносится в жертву хлеб, зерно и молоко. Заговаривается хлеб, все желающие привязывают к чучелу Мары ленточки и думают только о плохом – тогда весь негатив покинет человека сразу после обряда.

Ну а дальше начинается самое весёлое – хороводы, прыжки через костёр, стенка на стенку и многое другое, чем себя развлекали современники полумифического Рюрика, Вещего Олега или Рогнеды Рогволодовны. Раскрасневшиеся люди, многие из которых ряжены в народные одежды, смеются и кричат от восторга.

После обеда – кульминация. Сжигают чучело Мары. Набитое соломой изваяние трещит и с каждой секундой тает. Все с замиранием глядят на гибель зимы, и сразу становится как-то теплее.

Поиск

Журнал Родноверие