925100a4c17459b325571331831e469b
Археологический символизм – новое течение, аналогов котором пока нет. Из личного архива

Ростовский художник и архитектор Василий Резников соединил в своих работах два совершенно разных понятия – археологию и живопись в новой трактовке – археологическом символизме.

Аналогов этому направлению в искусстве пока нет. Впервые часть этих работ он представил на суд зрителей на выставке «Золото Дона», которая проходит на «Подворье Рязановых» (об этом культурном центре «АиФ-Ростов» писал в № 36) в станице Старочеркасской. Здесь также представлены как живописные, так и декоративные, выполненные на натуральной коже, работы.

Дорога длиною в жизнь

Сначала немного мистики. Говорят, что у творческих людей хорошие связи с тонкими мирами. По всей видимости, это так. Знакомство с творчеством Василия Резникова у автора публикации состоялось задолго до реальной встречи с художником – прислали видео о том, как писатель и историк Юрий Круглов, находясь в творческой мастерской художника, рассказывает об его необычных картинах. И вот чуть больше чем через год в этой же мастерской художника Василия Резникова побывала автор этой публи­кации.

Любовь к рисованию у Резникова началась ещё в детстве. Сегодня он уже не помнит свой первый рисунок. Но с улыбкой вспоминает, как они с другом соревновались, кто лучше нарисует героев просмотренного художественного фильма или литературного исторического персонажа. Умение хорошо рисовать пригодилось и во время службы в армии (1977–1979 годы) в Польше. Пришлось тогда Василию Валентиновичу при политотделе рисовать плакаты по наглядной агитации, устраивать в полковом музее тематические выставки. Что помогло выработать чёткость линий, прорисовывание деталей и т. д.

3361ec8d27ef2f8abdfa449aeec677ce
Василий Резников Фото: из личного архива

Поступив в Московский университет на отделение станковой живописи и графики, а затем – в Ростовский институт (РИСИ) на специальность архитектора, он не забросил своё любимое увлечение и параллельно с учёбой рисовал акварели и картины маслом. И уже после окончания вуза, находясь в служебных командировках, всё своё свободное время посвящал живописи. Так и появились первые коллекции работ, которые участвовали в различных городских и областных выставках.

Как рассказывает автор, живописные практики по Средней полосе России – в Пскове, Ярославле, Ростове Великом повлияли на сюжеты картин, выполненных в стиле архитектурного пейзажа.

«Старинные церкви, соборы, монастыри являют собой символы православной веры. В работах была попытка уловить дыхание времени, его светлые и тёмные периоды. Некоторые картины выполнены новаторски и напоминают авангардное направление в живописи, а часть из них – в технике пастели по цветному картону. В живописных работах на холсте применялся цветной грунт. Они рассчитаны на зрителя, интересующегося старинной архитектурой России»,

– рассказывает Резников

По словам автора, он надеется, что его работы вызовут у людей желание ещё больше изучать историю родного края.

Досье

Василий Валентинович Резников родился в 1959 году. Окончил заочно Московский народный университет искусств по специальности «станковая живопись и графика» и Ростовский инженерно-строительный институт по специальности «архитектура». Работал главным архитектором в ПИ «Горжилпроект». Преподаватель, доцент в Ростовской государственной архитектурной академии. Член Союза архитекторов России. С 2010 года руководит персональной творческой архитектурной мастерской (ПТАМ), сейчас – директор ООО «ГРАНД-БИЗНЕС». С 90-х годов по 2013 год прошло несколько его персональных выставок на различных донских площадках.

Наверное, каждый ростовчанин, побывавший на блошинном рынке, видел там немало экзотического и интересного. Начиная от артефактов до современных техноновинок. Здесь свой мир. А поскольку Василий Валентинович любит историю, то у него постепенно стала создаваться коллекция артефактов. Чем больше он погружался в историю и философию ведизма, тем больше у него создавалось образов, которые он спешил перенести на свои картины.

«После долгого перерыва в работе над картинами возникло непреодолимое желание написать серию работ, посвящённых языческим богам. Как правило, в развитых странах очень бережно относятся к своей истории, традициям, древностям. У меня тоже есть желание привнести свою лепту в восстановление исторической памяти и культурных традиций»,

рассказывает художник

Как он сам объясняет, живописные работы были выполнены с сюжетами из жизни древнеславянских богов. Работы стилизованы под народное творчество, часть выполнены на натуральной коже. Фактура кожи придаёт более выразительный фон каждой работе. Цикл рассчитан на зрителя неравнодушного к истории своего народа, к истории человечества.

8d863052586caffae3752037162fd44b

Вот как комментирует эти работы писатель, историк и путешественник Юрий Круглов:

«Родилось целое направление «Ведическая живопись»

Эти образы не только необычно переданы, но и осовременены. Создатель этих работ и казак, и дворянин, и язычник, судя по его восприятию ис­тории.

Но этим всё не кончилось. Изучая ведическую культуру наших предков, невольно сталкиваешься с работами мастеров древности. Пластика скифских мастеров завораживает и вдохновляет. Так и появилась у Василия Резникова серия «Звериный стиль». Работы выполнены с учётом мифических образов и смыслов, заложенных в любом животном. В каждой работе присутствует космическая связь между мирами Яви и Нави. Живописные сюжеты картин выполнены на натуральной коже, что придаёт особый колорит. Они рассчитаны на зрителей, любящих историю своего края, понимающих всю ценность связи между прошлым и настоящим».

d1869aab8f9c70300db81f40320cc214
Резников в своём искусстве решил объединить археологию и живопись. Фото: из личного архива

Кожа стала полотном

Чуть позже, изучая направление скифов звериный стиль и перебирая коллекцию древних артефактов, к автору картин пришла идея объединить живопись и предметы археологии. Так появилось новое в живописи – археологический символизм.

«Древние артефакты дают подсказки для рождения живописных образов, объединяя временным стержнем цветовую композицию. Вместо загрунтованного холста стала использоваться натуральная кожа. И сразу возникает вопрос, а где кожу-то брать, она ведь дорогая? Нашёл выход – покупаю в секонд-хенде разного цвета кожаные плащи, куртки, которые затем и служат полотном для будущих картин»,

– рассказывает Резников

По словам Василия Валентиновича, фактура кожи хорошо дополняет фон каждой работы.

Применяемые символы раскрывают не только вечные сюжеты истории, но и будят фантазию в космических масштабах. Сюжеты картин отсылают зрителя к истории Дона. Перед внутренним взором возникают образы донских степей, скифских курганов, древних стен Танаиса.

Как-то в мастерскую Василия Резникова зашёл один из атаманов Всевеликого войска Донского и, увидев наконечник копья на одной из его работ, восторженно сказал:

«Вот оно, настоящее-то! Отдай, Валентиныч!»

И до сих пор, как шутит Василий Резников, между двумя сторонами ведутся переговоры о достижении консенсуса по вопросу приобретения наконечника копья.

«Это не археология в чистом виде. Это своё видение автором истории и некой идеи, которую он заложил в свою работу. Всё уникально. И с учётом того, что моя фамилия Кожин, всё сделано на коже»,

улыбаясь, говорит председатель областного отделения Всероссийского общества охраны памятников (ВООПИК) Александр Кожин

1b3f7c26fd9ca05148a7f1dbab4a6645
Это археология в чистом виде, считают эксперты Фото:из личного архива / Василий Резников

В процессе работы в стиле археологического символизма к художнику пришла ещё одна идея – использовать предметы бижутерии. В результате появилось направление – декоративный символизм, позволяющий ярко представлять образы ведических богов, исторические и библейские сюжеты.

Поэтому сейчас в мастерской художника можно увидеть немало бижутерии – как разобранной для реализации каких-то картин, так и ещё ждущей своей участи. Её с удовольствием приносят представительницы прекрасного пола, зная, что она пойдёт во благо и появятся новые работы художника.

Поиск

Журнал Родноверие