Перевод с украинского языка.

Любое определение понятия Бога не будет исчерпывающим. Но мы можем углублять свое понимание, в том числе с помощью смыслов, хранящихся в нашем языке.

От слова "бог" происходят немало слов, в частности глагол "боговать".

Академический словарь это слово толкует следующим образом:

"БОГУВА́ТИ, ую, уєш, недок., заст. Бути богом. — Чорний і білий боги не жили в згоді і раз на рік, на святого Купала, бились за те, кому богувати (Володимир Гжицький, Опришки, 1962, 234); — І дідько хотів богувати! — сміливо поглянули економісти на Солуху (Михайло Стельмах, Хліб.., 1959, 342)." (БОГОВАТЬ, ую, уєш, недок., зам. Быть богом. — Черный и белый боги не жили в согласии и раз в год, на святого Купалу, дрались за то, кому боговать (Владимир Гжицкий, Опришки, 1962, 234); — И черт хотел боговать! — смело взглянули экономисты на Солуху (Михаил Стельмах, Хлеб.., 1959, 342).)

Однако в украинских говорах это слово имело еще более глубокое значение. Например, у жителей украинских Карпат этот глагол могли использовать на обозначение деятельности некоторых людей со сверхъестественными силами.

Писатель Михаил Коцюбинский собирал фольклор, когда жил среди гуцулов, на основе которого впоследствии написал свое самое известное произведение "Тени забытых предков", где есть едва ли не самое яркое описание мольфара в украинской литературе:

"О нем люди говорили, что он богует. Он был как бог, знающий и сильный, тот градивник и знахарь. В своих сильных руках держал силы небесные и земные, смерть и жизнь, здоровье маржины и человека, его боялись, но нуждались все…" (Про нього люди казали, що він богує. Він був як бог, знаючий і сильний, той градівник і мольфар. В своїх дужих руках тримав сили небесні й земні, смерть і життя, здоров’я маржини й людини, його боялись, але потребували усі…)

"Он был могуч, мощен, все знал. От его слова погибала сразу скот, сохла и чернела, как дым, человек, он мог наслать смерть и жизнь, разогнать облако и спереть град, огнем черного ока испепелит врагов и разжечь в женском сердце любовь. Он был земным богом, тот Юра, что хотел Палагны, что протягивал ей руки, в которых держит мировые силы." (Він був могутній, потужний, все знав. Од його слова гинула зразу худоба, сохла і чорніла, як дим, людина, він міг наслати смерть і життя, розігнать хмару і сперти град, вогнем чорного ока спопелить ворогів і запалити в жіночому серці кохання. Він був земним богом, той Юра, що хтів Палагни, що простягав по неї руки, в яких тримає світові сили.)

По свидетельству "словаря бойковских наречий" Онишкевича бойки колдуна и ворожбита могли называть земным богом. А боговать по представлениям Бойков-это "управлять, управлять миром" [2; с. 62]. Поэтому сведения, что подает Коцюбинский в описании мольфара не являются его вымыслом, а написаны на основе его собственных наблюдений.

Итак, если Бог — это управлять определенными мировыми и природными силами, то Боги — это сверхличности и сущности, во власти которых мировые и природные силы (напоминаю, что это определение не является исчерпывающим).

На не менее интересные размышления наталкивает нас представление о людях, могущих боговать. Явно мы здесь имеем дело с весьма архаичными представлениями о жреца, который может заменять или представлять Бога для людей.

Новгородское сочинение XVII в. о легендарном заселении словенами земель будущей Новгородщины "Сказание о Словене и Русе и огороде Словенск" упоминает о старшем сыне князя Словена следующее:

"Більший же Син оного князя Словена Волхв бесоугоднік і чародій і лют в людех тоді бисть, і бісівськими хитрощами мрії творячи многі, і преобразуяся в образ лютаго звіра коркоділа, і залегаше в тій реце Волхове шлях водний, і не поклоняющих ж ся йому Era пожираче, Era ж испереверзая і потопляючи. Чого ж заради люди, тоді невегласі, сущим богом окаянного того нарікаючи і грому його, або Перуна, рекоша, руським бо мовою грім перун іменується. Постави ж він, окаянний чарівник, нощних заради мрій і збирання бісівського градок малий на місці якомусь, зовомо Периня, іде ж і кумир Перунів стояше. І нечують про се волхве невегласі, глаголючо, в боги сіл окаяннаго втілює." (Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще.)

Само "Сказание..." ценно тем, что доносит до нас мифологические представления и легенды. Одно из таких представлений состоит в том, что волхв маг сесть в Боги, или, другими словами, волхв маг боговать.

Подобные представления сохранились и в Индии. Так у Шатапатха-брахмана, описывающего ведические ритуалы, говорится следующее:

"Есть два вида богов — те, что являются Богами, и те, что поют славящие их гимны, — боги в человеческом облике, брахманы. Между ними следует разделять жертву: богам — жертвенные дары, а человеческим богам — ученым брахманам — награду. Если эти два вида богов удовлетворены, то они вознесут жертвователя на небо." (Є два види богів — ті, що є Богами, і ті, що співають славлячі їх гімни, — боги в людському вигляді, брахмани. Між ними слід розділяти жертву: богам — жертовні дари, а людським богам — ученим брахманам — нагороду. Якщо ці два види богів задоволені, то вони вознесуть жертводавця на небо.)

Этому вторит индийская пословица:

"Мир подчиняется Богам, Боги подчиняются заклинаниям, заклинания подчиняются брахманам, соответственно, брахманы — наши боги"

Такая блокировка требовала от человека серьезной ответственности. Покойный мольфар Нечай говорил, что при злоупотреблении таким даром человеку может серьезно прилететь, поэтому к этому следует подступать осторожно. Волхвы, жрецы, брахманы и др. являются посредниками между людьми и Богами. Представители людей перед Небожителями и представители Богов перед людьми. Они земные боги.

Источники

1. Словник української мови: в 11 томах. — Том 1, 1970. — Стор. 210.

2. Онишкевич м. Словник бойківських говірок : [у 2 Ч.] / М. Й. Онишкевич; АН УРСР, Ін — т мовознавства ім. О. О. Потебні. — - Київ : Наук. думка, 1984. Ч. 1 : А-Н . – 1984. – 494, [1] c.

3. Сказання про Словена і Русе і місті Словенську: з Хронографа 1679 року: http://old-ru.ru/08-43.html

4. Токарєв С. а. Релігія в історії народів світу. М., 1980. — С. 285.

Поиск

Журнал Родноверие