Берегиня Русского Православного круга Ясна Яковенко является организатором ряда просветительских мероприятий, где популяризируются обычаи украинского народа.

Так перед Рождеством Божича-Коляды в школах и на общественных мероприятиях города Запорожья и области были проведены мастер-классы по плетению Дидуха. Помогал ей проводить мероприятия волхв РПК Свитова Пашник. Людям рассказывали о родных праздниках, календарных системах, обычаях и обрядах нашего народа. И, конечно, основной рассказ был о значении Дидуха в обрядности Украины. Каждый участник действа сам плел себе маленького Дидуха. Надеемся, что многие участники следующего года заготовят колосья и для своей семьи сплетут большой Дидух — символ нашего рода.

did2

На рождественские праздники обязательным символом является Дидух, который изготавливают из обжиночного снопа. Дидух торжественно вносили в горницу и ставили на Бабу – охапку соломы, которой застилают пол.

Добрый вечер! С Колядой!
Несем рожь с травой.
Дай, Боже, на рожь уроду,
а на сено погоду!

Дидух символизирует культ рода предков. Считается, что добрые души предков должны оберегать посевы и урожай от всевозможных бед: наводнения, града, бури, огня и тому подобное.

Поскольку считается, на время народин Солнца, то есть на Рождество, духи пращуров с наступлением сумерек селятся в помещениях, то на их честь и ставят на почетное место (покутье) Дидух, возле которого обязательно должны быть кутья и узвар, которые являются поминальными блюдами.

Все души умерших считаются святыми, то должны были пребывать в Раю. Поэтому и сноп, в котором, как полагают, находятся души Предков, носит второе название "Сноп-Рай", "Дидух-Рай".

Велесова Книга сообщает об уважении Снопа:

"То Велес учил Праотцов наших землю раяти и злаки сеять, и жняти вина-винча на полях страдних, и ставить Сноп в очаги и чтити его, яко Отца Божьего" (ВК,8(2)); "И там поселились и очаг творили Дубу и Снопу, который єсь Сварог – Пращур наш" (ВК,15б); "И огниці разжигаем у дубов; и тако Снопа велечаємо и речем хвалу о нем" (ВК,24б)

Накануне Щедрой кутьи (с 31 декабря на 1 января) Дидух выносят из дома. В одних случаях его полностью сжигают в саду возле дома так, чтобы дым шел на деревья и молили о добрый урожай, в других – обмолачивают (солому все равно курят) и семена смешивают с теми, которым засевают дома на Новый год или держат до Благовестника и смешивают с посевным зерном.

did3did4did5did6jasna vadsvit1

Поиск

Журнал Родноверие