Евстафий Мстиславич, единственный сын и наследник Мстислава Владимировича, князя Тмутаракани (Тамартхи) (990/1010-1024) — самого южного и самого удаленого удела империи киевского князя Владимира Святого (978-1015), является одним из героев древнерусской истории, незаслуженно забытых в трудах поколений русских историков. Этому факту способствовало то, что из летописных источников о Евстафии Мстиславиче известно чрезвычайно мало. Следует отметить, что неизвестна ни дата рождения Евстафия Мстиславича, ни личность его матери, ни его деятельность в Тмутаракани.

Более того, в русских летописях нет единства даже в дате смерти Евстафия, которая очень часто путается и переплетается со смертью его отца. Наиболее осведомленная Лаврентьевская летопись сообщает о смерти Евстафия под 1033 годом (похоронен в Тмутаракани), при этом о смерти самого Мстислава сообщает несколькими годами позже — в 1036 году (похоронен в Чернигове) [15]. Из новгородских летописей о смерти Евстафия упоминается только в Софийской Первой летописи под 6541 (1033) годом, в то время как смерть Мстислава в ней приурочивается к 6542 (1034) году [15] (аналогично с собщением Ипатьевской летописи [16]). Никоновская летопись, не упоминая о Евстафии, сообщает о смерти Мстислава в 6541 (1033) году [19], в то время как в Новгородской 4й летописи, также не упоминающей о Евстафии, датой смерти Мстислава приводится 6544 (1036) год [17].

О деятельности Евстафия Мстиславича в Тмутаракани, где он оставался князем и наместником отца после того, как Мстислав Владимирович получил наследство отца на Руси и в 1024 году стал черниговским князем, также известно чрезвычайно мало. Все, что мы знаем из летописей о политике Тмутараканского княжества после 1024 года, связано с именем Мстислава Владимировича. В отечественной историографии также существует гипотеза о том, что Мстислав Тмутараканский, уже будучи князем черниговским, планировал создать на базе тмутараканского княжества собственное государство, которое бы простиралось от Придонья до Северного Кавказа. Целью создания подобного государства представлялось стремление Мстислава установить контроль за великим торговым путем вдоль западного берега Каспия и Волги, который объединял страны Среднего Востока с Хазарией, Русью и не уступал по своему значению знаменитому пути «из варяг в греки». По этому пути издавна осуществлялись оживленные торговые связи со странами Закавказья, Северного Кавказа и Киевской Руси. Считается, что именно в рамках выполнения этой миссии в 1030-1033 годах войсками тмутараканских русов под предводительством самого Мстислава Владиимировича были совершены несколько военных походов, получившие в историографии названия «каспийских» походов тмутараканских русов.

Подводя итоги всему вышесказанному, на основании сравнения свидетельств арабоязычных источников о событиях «каспийских» походов 10301033 годов, совершенных тмутараканскими русами и их союзниками — аланами и сарирцами, и сведений, известных нам из русских летописных источников и польских хроник о походах 1030-1032 года на Польшу, совершенного совместно Ярославом Мудрым, князем киевским, и Мстиславом Владимировичем, князем черниговским, мы можем с достаточной степенью уверенности заключить, что во главе «каспийских» походов тмутараканских русов, выступал не черниговский князь Мстислав Владимирович (до 1024 года князь Тмутараканский), как это принято полагать в отечественной историграфии, а его сын и наследник — князь Евстафий Мстиславич (с 1024 князь Тмутараканский), который погиб во время похода 1032 года в битве при Хучне.

Князь Евстафий Мстиславич — забытый герой русской истории: к вопросу о "каспийских" походах тмутараканских русов XI века

Поиск

Журнал Родноверие