Невероятно существенное отличие современного язычества от архаичного находится на стыке религии и общества, и заключается в том, что сейчас можно было бы назвать институтом репутации. Вы наверняка слышали, и не раз, что в архаичные времена самых страшных преступников изгоняли из социума, и такое наказание воспринималось намного страшнее банальной смерти. При изгнании таких провинившихся ещё и клеймили, чтобы он просто не перебрался в соседний социум. Давайте попробуем разобраться в этом механизме, подумаем чем он был так важен, почему он важен до сих пор, почему его нет сейчас и как можно было бы его реализовать, хотя бы в отношении конкретных людей, то есть вас, кто это читает и кому это интересно.

Как можно понять из предыдущих текстов (и последующих) социум, особенно если его рассматривать в религиозном контексте, это не собрание разделённых, не имеющих влияния друг на друга, людей. Социум един, и все члены социума так или иначе оказывают влияние. Конкретно на вас в религиозном плане влияет и ваша семья, и ваша община, и ваши соседи, и ваш рабочий коллектив, и даже ваши сограждане. Как мы помним, поступки каждого члена социума имеют какой-то результат, позитивный или негативный. То есть, если вы живёте по соседству с клятвопреступником (будем брать это как пример максимального минуса), ваша жизнь тоже будет находится под угрозой того, что вы замараетесь о его клятвопреступление. Именно по этому социум старался ликвидировать все контакты с признанными изгоями. Это было не наказание ему, а скорее защита себя, социума. Попытка очистить социум, а не перевоспитать максимально загрязнённого, так как его перевоспитывать уже поздно, это бесполезно.

Конечно не любой поступок моментально приводит человека в состояние изгоя, и где-то здесь вам может помочь знание табу и запретов своей традиции. К слову такие табу и запреты зачастую идентичны в разных религиях, тут не сильно трудно будет найти короткий список «максимально проклятых» деяний. Клятвопреступления, инцест, отцеубийство, убийство гостя которому ты дал ночлег и кров…

При этом можно упомянуть, что помимо табуированных вещей здесь же учитываются и более простые запреты. Ты либо можешь сделать что-то одно, что моментально исключает тебя из социума, либо можешь вредить по чуть-чуть, но долго, что приведёт тебя к тому же результату. Такое «замарывание» себя имеет и накопительный эффект, особенно если не уметь очищаться.

Раньше это работало, так как поддерживалось всем социумом. Да, интернета и социальных сетей не было, однако социумы были локальными и закрытыми. Все знали всех, все примерно представляли уровень «загрязнения» окружающих, и совместно решали, когда у конкретного члена социума этот уровень перешёл ту опасную черту, и он уже начал угрожать остальным. По той же причине чужак, путешественник, неизвестный человек без рекомендаций или известности, принимался с гостеприимством, но осторожностью. Ведь всегда была вероятность того, что незнакомый чужак, появившийся в вашем социуме несёт угрозу, и нужно было время, чтобы это понять.

Как можно заметить, тут разговор ведётся в основном о религиозных вещах, с элементами социальности. Но всё то же самое можно перенести и на одинокую социальность без религиозного компонента, или наоборот — в чистую религию.

А ещё можно заметить, что вся эта задумка с изгоями и изгнанниками — это механизм защиты себя. Это важный, ключевой, момент, о котором в современности забывают.

В современности социум стал намного больше, а связи в этом социуме наоборот ослабли. Вы можете не знать что происходит у соседей, вы не всегда хорошо знакомы даже со своими общинниками. Вроде бы есть интернет и доступная информация, но интернет совсем не работает. Напоминаю, вы это всё читаете у незнакомого вам рандомного человека из интернета, что уже тревожный признак. А у других незнакомых вам людей из интернета вы можете учиться каким-то практико-религиозным приёмам, совершенно не заботясь о своей безопасности. И это мы ещё не вспомнили общий уровень загрязнения современного мира, ведь большинство традиционных запретов и табу вдруг пропало. И для того, чтобы их хотя бы узнать, вам нужно приложить некоторое усилие, а ведь ещё нужно это как-то выполнять, а не просто знать. Получается странная ситуация, когда все вокруг загрязнены, и вы сами периодически добавляете грязи, но толком не можете оценить степень загрязнения вокруг. Но об этом мы поговорим позже, что там с изгоями?

То, что современное язычество является локальной, и достаточно маргинализированной общностью, можно даже назвать некоторым плюсом. То есть локально в среде, допустим, того же родноверия, не совсем сложно узнать примерно всех окружающих тебя людей. Публичных личностей, своих общинников и т.д. При этом достаточно легко можно отслеживать негативные поступки, на которые общество остро реагировало. Здесь есть небольшой минус, ведь общество сейчас реагирует остро иногда на те вещи, которые такой реакции то и не заслуживают. То есть по современным меркам, допустим, некий человек… не знаю… онанировал перед камерой в прямом эфире(не знаю бывало ли такое в среде современных язычников). И вот, на мой взгляд, с религиозной точки зрения этот поступок совершенно «не о чём», но современное общество может такого человека подвергнуть остракизму, то есть клеймению и изгнанию.

У современного язычества есть несколько интересных примеров действующего института репутации. Я здесь буду описывать своими словами, но, если нужно, могу давать вполне конкретные ссылки в комментариях.

Была известная ситуация, когда один язычник подал в суд на другого язычника по статье об экстремизме. Тут религиозную составляющую разобрать довольно трудно, но механизм изгнания сработал сам собой, ведь социум почувствовал для себя угрозу в этой ситуации, и инициатора этого дела социум из себя исторгнул. Да, были (и остаются) недовольные, считающие что тот человек был наказан недостаточно, и здесь как раз можно проследить, что изгнание-то и не должно быть наказанием. Общество защитилось и успокоилось. Общество теперь не марается общением с этим человеком, что с ним будет дальше уже его проблемы. В случае, если этот человек своим деянием действительно сам себя загрязнил — ему боги достаточно наказаний предоставят.

Вторая интересная ситуация была, когда один человек хотел с помощью подлости и мошенничества заработать среди язычников (не так давно эта ситуация повторилась в меньшем масштабе). Общество об этом узнало и исторгло его из себя, теперь он зарабатывает среди эзотериков. Да, в современности можно добиться огласки, но трудно совершить клеймение, по этому тот человек теперь вредит эзотерикам. Хотя это уже их проблемы.

То есть, сам по себе механизм изгнания вполне может работать и в современности. При совершении каких-то резонансных поступков и при достаточном уровне огласки и открытости (для этого и нужны общие ресурсы для получения информации). Но работает этот механизм далеко не всегда.

Например какое-то время назад я узнал, что некий человек дал некую клятву. Потом я узнал, что этот же человек данную клятву нарушил. При этом с этим человеком до сих пор контактирует довольно большое количество язычников, хотя, казалось бы, он способен оказать колоссальное негативное влияние на вашу жизнь. То есть тут, опять же, у меня нет какой-то особой цели кого-то наказывать, но есть цель защитится. И это приводит меня к интересной мысли.

Я, лично я, с тем человеком оборвал все возможные контакты. Не пишу, не звоню, не планирую отвечать, не планирую (ни в коем случае) встречаться с ним. То есть конкретно я от изгоя себя обезопасил. И если каждый, сам для себя, расчертит рамки табуированных поступков, и сам лично будет огораживать себя от всяких контактов с нарушителями табу — необходимый механизм защиты снова выработается, при чём совершенно органично. И дальше всё снова упрётся в простую огласку, то есть информированность. «Вот этот человек совершил нехорошее, следовательно, он несёт угрозу, следовательно, я перестаю иметь с ним какие-либо дела» и всё.

При чём это может работать не только с уже максимально загрязнёнными, но и с теми, кто просто грязен. Есть огромное количество язычников, которых я, лично я, считаю… скажем так «отрицательно религиозными». То есть всё, что они делают, они делают во вред. В основном от незнания. Во вред себе и окружающим. То есть они-то свято верят, что изобретают лучшую в мире религию… Я стараюсь не пересекаться с такими людьми, не заходить на их страницы, не читать ничего за их авторством. И уж тем более не встречаться.

Забавный момент, ведь несколько группировок язычников пытались ровно таким же образом «наказать» и меня. То есть прилюдно объявить изгоем. Но у них не получалось, потому что у них не было цели максимально огородиться и дистанцироваться от меня, а была цель наказать, сделать мне нехорошо. И с этой целью они наоборот всё больше и больше за мной следили, читали каждую мою статью, комментировали… и, получается, делали совершенно противоположное. Если предположить, что я, для них, становился «загрязнённым», то они подбегали и начинали максимально интенсивно обтираться об меня, чтобы собрать побольше грязи.

Если вся вот эта, перечисленная выше, тема вам важна и интересна (а для построения религиозной системы это очень важно), то, вероятно, самое время задуматься, какие, по вашему, люди, могут причинить вам религиозный вред, и исключить этих людей из своего поля зрения. Но тут, дело-то, конечно ваше, в конце концов кто я такой, чтобы раздавать советы…

Поиск

Журнал Родноверие