Многие фольклорные жанры — плачи, духовные стихи, легенды, сказки, загадки и др. — описывают иной мир, однако представления о нем довольно противоречивы. Это может быть и страна изобилия, представленная, например, в сказках. Это и территория, противопоставленная миру живых людей, что отражают тексты похоронных причитаний или заговоров. В русской традиционной картине мира с понятием «тот свет» связаны прежде всего представления о посмертном существовании души.

Согласно поверьям, распространенным в Судогодском районе, чтобы душа человека попала на «тот свет» необходимо по всем правилам подготовить тело к захоронению, указать правильное направление пути, обеспечить встречу с нужным проводником, сопровождающем умершего в ином мире, и подготовить средства для преодоления препятствий. Именно тогда душа сможет достигнуть Божьего престола с наименьшими потерями.

Информацию о том, как умершему попасть на «тот свет» и закрепиться там, не нарушая предписанных правил поведения, и как живым людям помочь ему в этом содержат и различные поверья, и связанные с ними предписания и запреты. Представления о месте, где пребывают души умерших, в судогодской традиции связаны не только с иным миром как таковым, но и с кладбищем. Кладбище в данном случае является зоной контакта мертвых и живых. Именно здесь возможны символические встречи представителей двух миров, которые также регламентированы целым рядом правил. При соблюдении определенных нормативов живым не угрожает неожиданная и скорая смерть, а мертвым — мешающие их пребыванию на том свете проникновения в мир живых.

Безусловно, беспрепятственно на тот свет «только праведник попасть может». Большинство же людей, в зависимости от того, как они прожили свою жизнь, сталкиваются с большим или меньшим числом преград, которые в ином мире связаны с понятием греха, которое представляет собой переплетение религиозных и мифологических представлений.

Для судогодской традиции характерно устойчивое представление о том, что безгрешных людей нет, а «если за каждый грех наказывать, то куды грешников на том свете девать». Считается, что настоящий грешник и так попадет в ад, а праведник независимо от окружающих попадет в рай, обычному же человеку нужно помочь избежать ада и попасть в рай. Для этого существуют правила, облегчающие путь души в иной мир.

В Судогодском районе существуют поверья, в которых устанавливаются правила поведения человека в определенных ситуациях, обеспечивающие определенное качество посмертного существования. Можно выделить несколько групп текстов, связанных с различными этапами движения души к Божьему престолу.

Кульминацией пути на «тот свет» является погребальное шествие. Однако в рамках мифологических представлений дорога на кладбище — это только проводы умершего к границе иного мира. Собственно дорогой на тот свет могут служить, по местным представлениям, различные природные явления и объекты, к примеру Млечный путь или радуга. Некоторые информанты отмечали, что Млечный путь — это «дорожка в рай». В тех случаях, когда в беседах с исполнителями они помимо Млечного пути в качестве дороги на тот свет отмечали и радугу, то возникало определенное противопоставление: радуга –дорога в рай, а Млечный путь — в ад (чем объясняется редко фиксируемое название «адова дорога»); или, наоборот, как «адова дорога» интерпретировалась радуга, а как «дорожка в рай» — Млечный путь. Причина такого несоответствия может быть связана с двойственный восприятием в традиции самой радуги: у одних она ассоциируется с радостью и раем, что находит отражение в ее названии рай-дуга, а у других — с крайней опасностью для человека.

В местной традиции встречается и еще один вариант интерпретации Млечного пути как пути на тот свет. По словам некоторых информантов, Млечный путь представляет собой две дороги, одна из которых ведет в рай, а другая в ад. Кроме того, бытует мнение: если по Млечному пути идет праведная душа, то на земле видно яркое мерцание, а если грешник — просто ровный мутный свет.

Довольно устойчиво и особое толкование, согласно которому Млечный путь — это дорога умерших воинов, души которых на сороковой день должны придти попрощаться с семьей и родным домом, а затем отправиться на тот свет. Считается, что во время войн Млечный путь светится особенно ярко. Иногда Млечный путь осознается не дорогой, по которой души убитых вдали от дома идут на прощание со своими семьями, а указателем пути к дому и в иной мир.

Чтобы попасть на дорогу к тому свету, умершему ее нужно показать. Роль такого указателя часто выполняют еловые ветки — елочки, с помощью которых «покойника на дорогу строят». По словам местных жителей, еловые ветки, которые бросают перед гробом на пути похоронной процессии от дома до кладбища — это дорога для души. Хотя дорожку делают для конкретного покойника, многие исполнители считают, что пока елочки остаются на земле, по ним могут ходить и другие покойники. Именно этим объясняется довольно устойчивый запрет подбирать или убирать еловые ветки. Существует также запрет наступать на ветви ели из опасения преждевременной кончины.

Вместе с тем для некоторых групп умерших — для детей и молодых людей — делать дорожку из еловых веток запрещено. Так, перед гробом умершего ребенка нужно бросать яркие цветы. Некоторые же исполнители настаивают на том, что еловые ветки указывают путь на тот свет только убивцам, утопленникам и удавленникам, а при похоронах обычных людей дорогу на кладбище надо выстилать травой или соломой.

Попавший на тот свет умерший также нуждается в указании дальнейшего пути. И эту дорогу должны проложить ему живые: во время опускания гроба в могилу участники похоронного обряда бросают туда длинный кусок материи, который на том свете превратится в ровную дорогу. Кроме того, в судогодской традиции существует термин сшить дорогу. Именно с ним связан обычай кидать в могилу катушку с нитками. К сожалению, ни один из информантов не смог объяснить значения этого действия.

Дорога, намеченная по всем правилам, обеспечивает попадание души на тот свет. Оказавшись там, умерший сначала видит некую нейтральную территорию, продвижение по которой зависит от правильности подготовки тела к захоронению.

Чтобы начать движение на том свете, он должен встретить проводника. Обычно в качестве такого проводника выступает кто-то из ранее умерших родственников. В большинстве случаев провожатым замужней женщины является умерший муж. Часто среди проводников упоминаются мать, бабушка, крестная, то есть родственницы женского пола, при этом покойника-мужчину крайне редко встречает его ранее умершая жена. Чтобы встреча состоялась, необходимо соблюдать ряд правил, одним из которых является правильная подготовка смертного узла.

Большинство информантов говорят о том, что узел со смертной одеждой готовится обязательно. Однако выяснилось, что собирать его могут только женщины, и начиная с вполне определенного возраста. Считается, что если женщина приготовила смертную одежду себе и не сделала этого для мужа, то на том свете она никогда с ним не встретится. Существует устойчивый запрет на складывание смертного мужчинами, причина которого объясняют тем, что как только мужчина закончит складывать похоронные принадлежности, он умрет. Нарушивший этот запрет, кроме того, на том свете не встретится с родственниками и друзьями и будет находиться там в одиночестве.

Женщины начинают складывать похоронный узел, когда у них заканчивается детородный возраст, что связано с прекращением менструации. Нарушение этого правила влечет скоропостижную смерть близких. Исключение допускается при тяжелой болезни кого-либо из близких, у которых не приготовлен смертный узел. Считается, что если в этой ситуации не собрать похоронные принадлежности, то покойник будет ходить к нерадивой женщине, мучая ее, и она вскоре умрет. Непреднамеренное нарушение правила связано с угрозой одинокого пребывания на том свете длительное время. Кроме того, в этом случае возникает угроза долгого ожидания проводника, без которого нельзя начать движение по иному миру.

Иногда причиной нарушения сроков сбора похоронного узла является болезнь самой женщины. Однако здесь приготовление узла имеет значение обережно-магического действия, цель которого узнать, действительно ли человеку угрожает смерть. Вероятно, можно говорить и о том, что досрочное собирание узла предотвращает преждевременную кончину. В то же время считается, что человек, припозднившийся со сбором смертного, будет находиться на том свете отдельно от всех в течение периода, равного сроку опоздания. Но и торопиться со сбором похоронного узла считалось неправильным, вещи нужно было собирать бережно, подбирая то, что нравится, представляется красивым.

Особая ситуация возникает, когда умирает человек, состоящий во втором браке. Если это мужчина, то его встречают его родственники как по женской, так и по мужской линии, и никаких проблем с проводником в таком случае не возникает. Если же умирает женщина, которая была второй женой вдовца, то у нее могут быть определенные сложности, поскольку у замужних проводником на том свете чаще всего является муж. Считается, что в этом случае умершая будет дольше, чем другие, ждать, пока за ней придут ее родственники.

Во избежание подобных случаев в могилу женщины кидали какую-нибудь вещь ее умерших родственников, преимущественно матери. Таким образом на том свете вторая жена вдовца становится под защиту своей семьи, а не семьи мужа. Если же умирала женщина, брак с которой был для мужчины первым и он на момент смерти жены пребывал во здравии, то опеку над ней на том свете брали родственники мужа, а не ее родня.

Попав на тот свет, умерший на пути к Божьему престолу сталкивается с целым рядом препятствий. Их удачное преодоление зависит от соблюдения похоронного обряда, прежде всего от правильно подготовленной смертной одеждой. Чем более скрупулезно правила соблюдаются, тем удачнее умерший преодолевает дорогу.

Многие исполнители отмечали, что в похоронный узел обязательно кладут нижнее белье, причем достаточно традиционное. Мужчину хоронили в кальсонах и нижней рубахе, а женщину в чулках и длинной рубашке. Причина такого выбора нижнего белья связана с тем, что после смерти душа должна преодолеть реку, в которую нельзя войти голым. Современное нижнее белье считается слишком открытым и не пригодным для преодоления такой водной преграды.

Помимо водной в представлениях судогодцев зафиксирована и огненная преграда. Ею является огненная река. Именно в эту реку и утягивают неправильно одетого человека черти. Считалось, что от огня спасает саван, которым человек может закрыть лицо, переходя огненную реку. Такой саван было принято не сшивать до конца со стороны спины.

Еще одно действие, с помощью которого живые могли помочь умершему преодолеть огненную реку, — перекидывание через могилу или бросание в нее клубка (катушки) ниток. В первом случае катушку нужно перекинуть через могилу, с тем чтобы ее поймал другой человек. Нитка создает мост, по которому душа пересекает огненную реку. Перекидывая нитки через могилу, живые создают для умершего средство преодоления преграды — мост, само же прохождение препятствия зависит от праведности жизни умершего.

Еще одной преградой для умершего является нечистая сил, агрессивные действия которой мешают душе продолжить путь. Чтобы спасти душу умершего от злых сил, живые должны были защитить тело покойника от наготы и предотвратить появление на том свете человека с грузом непрощенных грехов.

Для похоронного узла наряд тщательно подбирался. К мужской одежде требования были более мягкие — это должен быть костюм, чаще всего парадный, который редко надевался при жизни. Женская одежда обязательно должна быть новой. Считается, что одежда сохраняет все неблаговидные поступки, поэтому, даже покаявшись в своих грехах, похороненный в старой одежде человек забирает все грехи на тот свет. Если по какой-либо причине новой одежды не было, то ношеные вещи нужно было окропить святой водой.

Смертная одежда должна максимально закрывать тело. Подобное предписание связано с представлением о том, что человеческая нагота притягивает к себе нечистую силу. Именно поэтому особые требования предъявляли к фасону женской одежды. Женщину хоронили только в платье, а не в костюме, причем оно должно быть с длинными рукавами. Причина соблюдения этих правил заключается в том, что, по местным представлениям, черти хватают человека за голое тело. Короткий же рукав не защищает руки, которые становятся наиболее доступными для чертей.

Еще одной преградой, которая мешает душе продолжить движение, являются яркие цвета. Если покойника обрядили в яркие вещи, то его движение в ином мире остановится до тех пор, пока одежда не потеряет цвет. Именно поэтому существует устойчивое правило обряжать покойника в одежду светлых тонов. Считается, что чем темнее одежда, тем дольше на том свете ждать, когда она выгорит на солнце и соответственно приобретет подобающий для иного мира вид. При этом довольно часто информанты говорят о том, что они по незнанию подготовили себе красивое платье (яркое, с крупным рисунком, блестками) и только вмешательство более опытных людей предотвратило несчастье.

Причина запрета на использование броских цветов в одежде связана с тем, что в традиционной культуре белый цвет имеет символическую трактовку и связан с представлениями о потустороннем мире. Белое одеяние являлось знаком перехода в иную жизнь. В судогодской традиции белым может быть только саван умершего, а также платье умершей девушки или одежда ребенка. У всех остальных покойников одежда должна быть светлых тонов. При этом многие исполнители отмечали, что белое ассоциируется с бельем, в котором, по их представлениям, хоронят старообрядцев.

В местной традиции довольно устойчив запрет на завязывание узлов на одежде покойников. Считается, что если какой-то предмет (платок, пояс и т. п.) будет завязан на умершей женщине детородного возраста, то вторая жена мужчины умрет родами, потому что не сможет разродиться. Если умирала пожилая женщина, у которой оставались дочери (реже — внучки), то на ее одежде также не завязывали узлов, полагая, что в противном случае это угрожает ее дочерям при родах. Но в то же время считалось пояс необходим покойникам, что обезопасит их от происков нечистой силы. Чтобы избежать противоречия между двумя этими запретами, умершего не подпоясывали, а оборачивали поясом, а позднее — лентой с молитвами.

Особой преградой для умершего, по местным представлениям, является гора, преодолеть которую можно только в определенной обуви. Именно поэтому к ней и предъявляются особые требования. Самые старые исполнители отмечают, что правильной обувью умершего являются лапти, так как благодаря способу изготовления — переплетению в виде крестиков — они являются оберегом от нечистой силы. Более позднее указание на запрет хоронить покойника в обуви на каблуках или без задников информанты объясняют неудобством в такой обуви взобраться на гору.

Наконец, последней преградой является лестница, по которой душа идет к Божьему престолу на Божий суд. При подъеме душа подвергается нападению нечистой силы, и чем больше у человека грехов, тем больше вероятность победы нечисти. Считается, что Бог может простить только два неотмоленных греха, если же есть третий, то умерший попадает во власть нечистой силы. Именно за эти два греха и можно откупиться от чертей, что касается прежде всего женщин. Они откупаются от нечисти своими вещами, чаще всего чулками. Считается, что женщину нужно хоронить именно в чулках, причем они не должны быть зафиксированы на ноге ни подвязкой, ни поясом, для того чтобы их легко можно было снять. По словам местных жительниц, когда женщина будет подниматься по ступеням к Божьему престолу, нечистые духи будут хватать ее за ноги, пытаясь утащить в бездну. Таким образом, неподвязанные чулки дают женщине шанс спастись, поскольку они остаются в лапах у нечисти.

Оказавшись перед Господом, душа подвергается новому испытанию. Именно здесь определяется, куда именно должна попасть душа — в ад или рай. И это решение, безусловно, зависит от той жизни, которую прожил умерший. На результат Божьего суда могут оказать влияние не только праведная жизнь человека, но и помощь, которую родственники и друзья умершего окажут ему после смерти.

Безусловно, основная помощь — это молитвы о судьбе покойного. Помимо обязательного чтения над покойным псалмов, пения духовных стихов специально нанятыми людьми, чаще всего набожными старыми женщинами, не состоящими с покойником в родстве, и церковного отпевания существуют и другие моменты, когда нужно молиться об усопшем и совершать особые действия, чтобы помочь ему в загробном мире.

Среди таких действий выделяется широко распространенный в судогодской традиции обычай давать первую встречу — обычай одаривать первого встретившегося на пути похоронной процессии. Получивший первую встречу должен молиться за умершего. Другое действие, призванное молиться об усопшем, — раскладывание его родственниками по окнам соседей так называемых тайных милостыней. Чаще всего такие милостыни подают на сороковой день после смерти, но иногда отмечают, что их надо раскладывать в течение всех сорока дней. Число тайных милостыней может быть различно, но чаще рекомендуется нечетное, реже говорится о том, что милостыней должно быть сорок. Некоторые исполнители считают, что такой помин подают только за очень грешного человека. По свидетельству отдельных информантов, на девять, двадцать и сорок дней нужно раздавать деньги нищим у церкви, чтобы те помолились за усопшего.

Посмертное существование души можно облегчить не только молитвами. Так, считается, что помочь умершему в определении судьбы на том свете может правильное голошение по нему. Полагают, что плакать голосом над покойником нужно только в определенных случаях: при положении во гроб, при выносе из дома, на кладбище и в поминальные дни первого года. Если нарушить данное предписание, то на том свете нечистая сила будет путать дорогу к Божьему престолу. Однако чаще указывается иное последствие нарушения запрета причитать в другое время — покойнику будет тяжело на том свете.

Правильное поведение живых помогает покойнику не только попасть на тот свет, но и закрепиться там. Считается, что вынужденное возвращение души в мир живых тяжело для умершего, поскольку каждый раз ей нужно преодолевать трудности дороги. Практически всегда исполнители отмечают, что неправильное поведение живых заставляет покойника приходить к ним, что мешает его устройству в мире мертвых. Одной из главных причин появления мертвых в мире живых являются излишние слезы по усопшему. Считается, что если сильно плакать по покойнику, то на том свете он будет стоять в слезах или будет ходить в мокрой одежде. Некоторые исполнители говорят, что если чересчур плакать по покойнику, то на том свете у умершего будет много тяжелой работы. Отсутствие слез тоже может вызвать появление покойника, причиной чего станет отсутствие воды на том свете.

Поводом для беспокойства на том свете может послужить и дорогая для покойника вещь: курящие приходят за трубкой, дети — за игрушками, беременная — за пеленками. Живые должны положить недостающую вещь либо на могилу покойного, либо в гроб к следующему умершему. Совершив подобные действия, живые помогут покойнику обустроиться на том свете.

В традиционной культуре существует целый ряд нормативов, которые обеспечивают наиболее благоприятный путь души на тот свет. Система правил, регламентирующих бытовое и обрядовое поведение человека при жизни, распространяется и на его посмертное существование. При жизни их соблюдение в определенной степени гарантирует безопасность и благополучие как самого индивида, так и всего социума. Отдельную группу составляют поведенческие нормативы, связанные с потусторонним миром и нечистой силой. Именно в эту группу и входят предписания, призванные в первую очередь помочь душе умершего стать полноправным членом сообщества мертвых. Эти нормативы, регулирующие бытование души после смерти, направлены на защиту усопшего и помощь ему в посмертной жизни.

Поиск

Журнал Родноверие