«Старая вера — это наша традиция — уважение к происхождению, окружающей среде и элементам, которые помогают нам выжить. Это поклонение местным богам, которые наблюдают за нами и правят миром. Это культурная модель, которая позволяет нам жить правильно»,

— эти слова резюмируют суть старой религии. Чтобы найти старообрядцев сегодня, нам не нужно искать где-то в глухом лесу или в местах, где когда-то были старообрядческие святыни

Старообрядцы или туземцы, когда-то уничижительно называемые язычниками, — это все разные обозначения людей, принимающих веру, которая питается от дохристианской традиции и жива во всем мире, где люди возрождают, реконструируют или заново практикуют свои местная религия. Старая вера формировалась в течение долгих веков и тысячелетий жизни наших предков и поэтому является отражением определенного народа и среды. Таким образом, нет ничего необычного в том, что старые религиозные верования и мифы неодинаковы даже в разных частях Словении – с другой стороны, основы старых естественных верований везде схожи.

Человек — часть природы, а не хозяин

Старообрядчество — естественная религия: духовно оно пытается приблизиться к природному круговороту, и в его рамках человек пытается жить как часть природы, а не как ее хозяин.

«Так что мы этнические верующие, взгляды которых соответствуют традиционному взгляду на мир. Короче говоря, это проявляется в циклическом восприятии времени, праздновании, которое в основном охватывает годовые «границы», например, с равноденствиями и солнцестояниями, и в личном убеждении, что вся природа жива»,

— объясняет Нейц Петрич , президент Общества словенских старообрядцев, который был официально сформирован в начале этого года

Вера в реинкарнацию также свидетельствует о том, что старая вера придает большое значение циклу, так как для старообрядцев смерть не означает конца, но они верят, что затем человеческая душа перевоплощается либо в животное или на заводе.

В античной религии боги и другие мифические существа часто изображаются в природе и ее явлениях, а также через основные природные стихии, которые именно благодаря этому и составляют суть туземного культа. Таким образом, через стихию воды проявляется принцип женской богини, известной в нашей стране под разными именами, такими как Мара, Морана или Макошь, стихией воздуха или четырех ветров руководит Ветрник, а землей и подземным миром правит Велес. Четвертый элемент, огонь, встречается у многих богов, поскольку он символизирует свет и, следовательно, солнце; зимой Божич Сварожич ассоциируется с огнем и светом, а летом с Кресником; этот бог специфически словенский, поскольку — за исключением некоторых частей соседней Хорватии — он нигде больше не известен. Одним из центральных элементов старой религии является также борьба между небесными и подземными божествами, между верховным Перуном, которого в нашей стране заменяет Кресник с аналогичными атрибутами. и Велес, бог подземного мира, магии и защитник искусства и животных.

«Это не исключительно борьба добра со злом, потому что наши предки не так мыслили природу, а видели все во всем; природа здесь — область постоянного поиска космического баланса»,

— говорит вице-президент ассоциации Ирена Уранкар , которая как графический дизайнер черпает вдохновение для своих работ именно в древнеславянской тематике

Недогматическая вера

Приверженец старой религии сбит с толку в национальном масштабе, но поэтому не закрыт для новых идей и знаний.

«Старая, исконная религия связана исключительно с собственной родословной и культивированием традиций среды, в которой мы живем. Эта вера не догматична; это не книжная религия и не имеет письменных правил. Он связан с различными местами, где практикуются различные ритуалы. По своей сути старообрядец — это тот, кто поклоняется природе, уважает ее и следует за своими предками, исследует их прошлое и понимает его символику, а затем переносит все во время, в котором он живет»,

— объясняет Уранкарева

Петрич уже много лет назад познакомился с древней религиозной мифологией благодаря книге Павла Медвещека. Я думаю, что нам, словенцам, может очень повезти, потому что недавно были изданы книги, которые показывают, что старая вера была еще жива в ХХ веке на западе Словении.

«Поэтому, когда мы говорим о «дохристианской культуре», мы имеем в виду не только далекое историческое время, но и нашу полупрошлое»,

— подчеркивает Петрич

Несмотря на то, что словенские старообрядцы только в этом году дали своей деятельности официальную печать, они действуют уже десятый год и, как говорится, движение росло само собой.

«Основная цель ассоциации — популяризация словенской и славянской мифологии, объединение людей, интересующихся старинными верованиями, фольклором и историей. Таким образом, наши члены происходят из самых разных социальных групп, главное, чтобы они отождествляли себя с целью ассоциации; среди нас есть и молодые, и старые люди, среди них также собиратели фольклора, авторы книг по мифологии и другие»

Они открыты для каждого

Многие могли бы подумать, что словенские старообрядцы — это некая религиозная община, но это не так, так как среди них есть и атеисты, и агностики; как говорится, помимо тех, кто преимущественно изучает старую религию или черпает в ней вдохновение для различных видов творчества, в общество входят также члены, практикующие старую религию и участвующие в ее ритуалах. Уранкарева говорит, что ассоциация открыта для всех: в нее может вступить каждый, независимо от своих взглядов, вероисповедания или национальности, если он интересуется фольклором и испытывает любовь к словенской культуре и истории. По его словам, центральными направлениями деятельности ассоциации являются исследование, сохранение и популяризация старой веры посредством издания книг, публикаций и различных лекций.

В планах общества — постепенное публичное маркирование святых мест, где когда-то поклонялись богам приверженцы старой веры. Важной вехой в их деятельности стало создание веб-сайта о дохристианском наследии Словении ( www.staroverci.si ).), который стал их каналом для информирования общественности о своей деятельности и исследованиях, а также связи с людьми со схожими интересами за границей.

«Я и не мечтал, что за границей много людей, которые думают так же и тоже интересуются славянской мифологией. По мере того, как мир открывался нам, мы встречали других энтузиастов старой веры, сначала в Хорватии и Сербии, позже других славян, и сегодня я вижу, что мы, словенцы, всего лишь маленький камень в родноверской мозаике Европы или всего мира, потому что подобные движения есть и на других континентах»,

— резюмирует Петрич

Старая вера никак не сохранилась

«Духовный принцип старой веры сегодня — уважение к традиции. Мы знаем, что на протяжении всей истории у наших предков были определенные ритуалы, например, они приветствовали Солнце в его наибольшей силе; мы знаем, что они зажигали костры и прыгали через них, что должно было принести плодородие и углубить взаимные связи; некоторые ритуалы были похожи на то, что мы все еще практикуем в соответствующих формах сегодня. «Медитация или молитва оставлены каждому в отдельности, в зависимости от его мировоззрения и местных особенностей»,

— говорит вице-президент ассоциации, глядя на нынешний образ старой религии. Он говорит, что старообрядцы в быту ничем не отличаются от других людей:

«Мы тоже учимся, ходим на работу...»

Их прежде всего определяет то, как они думают о мире и природе.

«В повседневной жизни наша вера, вероятно, наиболее очевидна в наших празднованиях, потому что социальная связь с традиционной жизнью была настолько разорвана, что другие люди даже не знают о святости Ночи в летнюю ночь или о том, что это празднование связано с самой продолжительной день года. Из-за этого некоторые люди находят наши праздники чем-то интересным",

— считает Петрич

Оба согласны с тем, что, несмотря на сегодняшний прогресс в обществе, старая вера не выжила, потому что религия независима от науки и техники.

«Вполне возможно, что сегодня, как и другие религии, генеалогия кажется анахронизмом. Может быть, именно поэтому религия перешла в нашу страну в очень частную сферу, о которой почти не говорят публично»,

— говорит президент ассоциации

Уранкар считает, что именно из-за кризисного времени, в котором мы живем, люди жаждут контакта с природой и еще более интенсивно ищут фундаментальные истины, такие как та, что о смысле бытия.

Поиск

Журнал Родноверие