«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал В. В. Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Среди населения, особенно во времена язычества, было распространено многоженство и полигамия.

Если б я был славян…

Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства как среди князей и знати, так и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось чем-то обычным. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с осуждением пишет о радимичах и вятичах. Причина — соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также он приходит к выводу, что половая свобода была по причине отсутствия как таковых браков.

После появления Церкви союзы стали закрепляться официально. Подтверждение полигамных браков есть в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества принимали участие дети многочисленных жён покойника. Также устав Ярослава позволяет полагать, что новые жены могли появляться не после развода с бывшей женой или её смерти, а одновременно: «Аще имеет две жены водити...».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения, однако запретить полигамию не могла из-за боязни уйти как социальный институт и потерять людей. Нежелание Церкви занимать неустойчивое положение отразилось в «Вопрошании». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению священника, в этой ситуации неуместен.

В семейном вопросе политика Церкви была такой: брак необходимо оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благословение получал только один союз. Это не изменило ситуацию полностью, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, то есть к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря, Ольга была не единственной женой. А вот Ярополк Святославович без всякого стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Сватовство князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В этих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным князем был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отобрать у брата Ярополка его возлюблненную Рогнеду. Кроме полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету порядка 800 наложниц. После принятия христианства князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне.

Постепенно явление многоженства идет на спад. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней написано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции, сообщает Русская семерка.

Поиск

Журнал Родноверие