e6b1480b1ef09b175c2a69bc57255d84
Постер к художественному фильму «Викинги» (1958 год, режиссер Ричард Флейшер). Источник: Кинопоиск

… О, да, мы из расы
Завоевателей древних,
Которым вечно скитаться,
Срываться с высоких башен,
Тонуть в седых океанах
И буйной кровью своею
Поить ненасытных пьяниц —
Железо, сталь и свинец…
Н.С. Гумилев. На Северном море. 1917

В 1979 году в советский кинопрокат был выпущен американский художественный фильм «Викинги» (режиссер Ричард Флейшер). Кинокартина стала популярной и собрала изрядные кассовые сборы. Успех картины тем удивительнее, если знать, что она была снята в 1958 году.

В выборе ленты, выпущенной почти двадцать лет назад, нет ничего странного: ее прокатная стоимость стала ниже, что было выгодно для советского руководства. Но почему именно «Викинги»? Почему картина стала популярна? Причем здесь жанр «пеплум»?1

Гладиатор Дуглас

Главную роль в фильме сыграл Кирк Дуглас (1916–2020 гг.; настоящее имя Исер Данилович, впоследствии Демский) – американский актер и продюсер, обладатель «Оскара» и «Золотого глобуса», бывший посол доброй воли Госдепартамента США. Более того, картина была снята компанией Bryna Productions, принадлежащей Дугласу и названной в честь матери – уроженки Могилевской губернии (Российская империя).

В Советском союзе Кирк Дуглас был известным и популярным актером. Фильм «Спартак» (1960 год, режиссер Стенли Кубрик), в котором он сыграл главную роль, также выпущенный его компанией, в СССР посмотрели 63 миллиона зрителей. Организованный отечественный зритель впервые увидел «Спартака» в 1967 году, «проголосовал рублем» и обеспечил ему пятое место в списке абсолютных лидеров советского проката среди зарубежных фильмов.

1e427e6562f5421e3732f423ab5104ab
Обложка DVD к фильму «Спартак»

Фильм с таким названием был обречен на успех. В стране существовали сотни спортивных клубов, секций, кинотеатров и пр. учреждений с таким названием. В 20-е годы XX века молодому «интернациональному государству рабочих и крестьян» для обретения «опоры в истории» понадобились не национальные, а социальные предки. Предтечей Страны Советов местные ученые искали в Парижской коммуне и многочисленных восстаниях «униженных и оскорбленных». Восстание под предводительством Спартака (I век до н.э.) было признано важнейшим событием мировой истории, шагом на пути к Великой Октябрьской социалистической революции. К тому же, «Союзом Спартака» называлась дружественная большевикам немецкая марксистская организация.


Постер к фильму «Спартак» (1926 год, режиссер Эртугрул Мухсин-Бей). Худ. Яков Д. Леус. Источник: Wikimedia Commons

Более того, первая советская попытка снять пеплум также получила название «Спартак» (1926 год, режиссер Эртугрул Мухсин-Бей). Произведенный на Одесской киностудии фильм турецкого режиссера по сценарию украинского поэта-футуриста Гео Шкурупия, к сожалению, не сохранился. Несмотря на то, что в качестве исторического консультанта был привлечен профессор Новороссийского университета, филолог-классик и антиковед Борис Васильевич Варнеке (1874—1944), фильм, по замечанию Ильфа и Петрова, получился халтурным. Вероятно, в кинопроизводстве имела место коррупционная составляющая.

Зрелищность фильма «Спартак» Кубрика и Дугласа обеспечила ему любовь массового зрителя, но почему он был выбран для советского проката? Помимо социальной значимости образа лидера восстания рабов, важное значение имела и позиция самого Кирка Дугласа в вопросе отношения к коммунистам.

Дело в том, что в Голливуде с конца 1940-х по 1957 год имело место такое явление, как маккартизм.2 Американский сенатор, возглавлявший Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности, пытался раскрыть заговор с участием кинодеятелей, пропагандировавших левые идеи через киноискусство. В «черные списки» маккартизма попали многие известные деятели Голливуда3, в том числе писатели и сценаристы Говард Мелвин Фаст (1914—2003 гг.) и Далтон Трамбо (1905—1976 гг.). Первый, сидя в тюрьме «за неуважение к Конгрессу»4, написал роман «Спартак», а второй, также проведший в тюрьме 11 месяцев за аналогичное «преступление», адаптировал его для съемки фильма.

Кирк Дуглас, рискуя карьерой, осознанно выбрал в качестве сценаристов «Спартака» левых деятелей. Более того, он сам в июне 1958 года встречался с вице-президентом Ричардом Никсоном и обсуждал возможность снятия ограничений с жертв маккартизма – так называемой «голливудской десятки».

873d2c220a8ffaf5684aae3fde66a798
Кадр из кинофильма «Викинги» (1958 год, режиссер Ричард Флейшер). Источник: wearemoviegeeks.com

Викинг Дуглас

Советские чиновники, купившие «Викингов» в 1979 году, ничем не рисковали: главная звезда фильма был популярен и невраждебен СССР. Режиссером фильма стал Ричард Флейшер (1916—2006 гг.)5 — американский кинорежиссёр, обладатель «Оскара», автор популярных фильмов «20 000 льё под водой», «Конан-разрушитель», «Тора! Тора! Тора!» и «Насилие». Он снимал и вестерны, и пеплумы, и фэнтези. Флейшер был специалистом по масштабным постановкам с привлечением дорогостоящих декораций и спецэффектов.

Отечественный историк кино М.С. Трофименков, подозревая Флейшера в тайном вагнерианстве и поиске сверхчеловека, называл его «Стэнли Кубриком для бедных». Отмечу, что, снимая продолжение фильма «Конан-варвар» режиссера-ницшеанца и сторонника правых идей Джона Милиуса, Флейшер все-таки не дотянул до уровня «поиска сверхчеловека», характерного для оригинальной ленты.

Также нужно упомянуть актера, исполнившего вторую главную роль в «Викингах», – Тони Кёртиса (настоящее имя – Бернард Шварц, 1925–2010 гг.), номинанта на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Помимо роли викинга Эрика, Кёртис сыграл Антония в «Спартаке», где продолжилось игровое противостояние с героем Дугласа, и Андрия в «Тарасе Бульбе» (1962 год, режиссер Дж. Ли Томпсон).

Викинги как пеплум

Несмотря на то, что действие происходит в Средневековье, «Викинги» стилистически более всего походят на фильмы в жанре «пеплум». Желая снять пеплум, Дуглас и Флейшер (оба сделают настоящие пеплумы позже) использовали особенности этого жанра.

При подготовке к фильму была проделана работа с историческими источниками: например, судна викингов были построены по образцу кораблей, выставленных в музее викингов в Осло.

kinopoisk.ru the vikings 3085943
Кадр из фильма «Викинги». Источник: Кинопоиск

Оружие и доспехи в фильме также выглядят достаточно исторично для научного знания 50-х годов XX века. В большинстве фильмов про викингов до «Викингов», а также во многих фильмах после, они продолжают носить рогатые шлемы и использовать странное «фэнтезийное» оружие. Если оружие и шлемы6 в фильме Флейшера выглядят, в целом, аутентично, то этого нельзя сказать об одежде: под влияние пеплумов, где «противники Рима», т.е. германцы и пр. одевались в изделия из кожи, шкур и мехов, здесь викинги одеты также. К тому же, от римлян и греков им «достались» короткие шорты и безрукавки, которые выполнены из кожи и меха. Также необходимо отметить кожаные наручи неизвестного назначения. Для имитации доспеха или просто для красоты7 на кожаные изделия нашивались металлические бляхи различной формы.

kinopoisk.ru the vikings 3085932
«Стена щитов». Кадр из фильма «Викинги». Источник: Кинопоиск

Натурные съемки проводились в Норвегии и Англии, то есть там, где и происходили события, показанные в фильме. Правда, эпизод с крепостью снимался во Франции – в замке Фор-де-ла-Латт недалеко от Динара, уж больно он кинематографичен.

Интересно, что при подборе актеров Флейшер и Дуглас сделали так, что британцев играли британцы, а викингов – американцы.8 Вероятно, подспудно задействовалась легенда о Лейфе Эрикссоне, который «открыл Америку за пятьсот лет до Колумба». Этому событию посвящен один из первых фильмов о викингах – «Викинг» (1928 год, режиссер Рой Уильям Нил (настоящее имя Роланд де Гостри) 1887–1946 гг.).

Рагнар и сыновья

По сюжету фильма небезызвестный конунг Рагнар (имеется в виду легендарный Рагнар Лодброк (Кожаные штаны)) убивает короля Нортумбрии и насилует его жену. Трон достается лорду Аэлле, а сына Рагнара и уже бывшей королевы – Эрика отсылают в Италию, где он попадает в плен к викингам.

16802 1
Рагнар возвращается. Кадр из фильма «Викинги». Источник: cultfilmfreaks.com

Наследник Рагнара – Эйнар – встречает на птичьей охоте своего единокровного брата Эрика, о чём им, конечно, неизвестно, и между ними возникает острая неприязнь, в результате которой Эйнар теряет глаз, но не приобретает мудрость. Эрику грозит гибель, но вмешиваются боги: он остается в живых и становится слугой союзника викингов – англичанина лорда Эгберта, который узнал в нем наследника трона Нортумбрии.

В результате спецоперации Эйнар захватывает невесту Аэллы – Моргану, но Эрик освобождает ее и увозит в Англию. Во время погони Рагнар выпал за борт корабля и был передан Эриком в руки Аэллы, который бросает его на съеденье волкам.

После смерти отца Эрик и Эйнар, все еще не зная, что они братья, объединяют усилия для мщения и освобождения Морганы. Кульминация фильма – штурм викингами английского замка и поединок главных героев-братьев по крови. Причем однорукий Эрик визуально символизировал Тюра, а одноглазый Эйнар – Одина.

16802 2
Испытание жены. Кадр из фильма «Викинги». Источник: cultfilmfreaks.com

Интересен ряд сцен фильма: оживление картинок гобелена из Байё в начале, сцена птичьей охоты, обряд испытания неверной жены путем метания топора в ее косы, пробег по веслам, бой на мешках во время пира (как в пионерлагере) и т.д. Не все из них историчны, но очень зрелищны. Фильм «Викинги» удачно сочетает зрелищность и историчность, не предпочитая одну составляющую в ущерб другой.

Лишний сиквел

Поскольку фильм «Викинги» оказался очень популярным, то было запланировано продолжение. Оператор оригинальных «Викингов» Джек Кардифф (1914–2009 гг.) сел в режиссерское кресло, а на главную роль был приглашен Ричард Уидмарк (1914—2008 гг.) – американский актёр, отец которого был шведом, а мать – британкой.

Следует отметить игру Сидни Пуатье в роли принца Али Мансу. Ныне здравствующий актер за год до выхода «Кораблей викингов» стал первым чернокожим обладателем премии «Оскар».

16802 3
Постер к фильму «Корабли викингов» (1964 год, режиссер Джек Кардифф). Источник: simkl.in

В качестве основы сценария была взята книга «Длинные корабли» шведского писателя Франца Гуннара Бенгтссона, которая описывает время Харальда Синезубого. Есть мнение, что создатели технологии блютус (Bluetooth, от слов англ. blue – синий и tooth – зуб) руководствовались способностью Харальда договариваться с другими правителями, описанной в этой книге.

16802 4
Кадр из фильма «Корабли викингов». Источник: pbs.twimg.com

По сюжету фильма два брата-викинга угоняют корабль, предназначенный для погребения Харальда Синезубого, чтобы найти огромный колокол, который отлит из золота. Этот же артефакт, «принадлежащий Исламскому миру», хочет заполучить мавританский принц Али Мансу. Попутно попавшие в рабство к маврам викинги пытаются изнасиловать гарем, а жена принца договаривается о совместной операции с предводителем норманов. В фильме присутствует все, что помогло бы ему победить на «Оскаре» в настоящее время: темнокожий актер, уважение к Востоку, который называется Цивилизацией, до которой викингам далеко в развитии, сильные и мудрые женщины и т.д.

Несмотря на ряд интересных сцен (мозаичная мультипликация в начале) и стилистическое продолжение «Викингов», фильм «Корабли викингов» («Длинные корабли», 1964 год) представляет собой гораздо менее интересное и историчное кино. Влияние ориентализма (фильма «Эль Сид» (1961 год, режиссёр Энтони Манн)), фильмов «эксплотейшн» («Сага о женщинах-викингах и об их путешествии по водам Великого Змеиного Моря» (1957 год, режиссер Роджер Корман)) и возросшее после успеха «Спартака» влияние пеплумов сделали фильм практически фэнтезийным.

16802 5

В погоне за зрелищностью историчностью пришлось пренебречь. Фильм полон анахронизмов. Если в «Викингах» было несколько странных шлемов и украшений, то в «Кораблях викингов» почти все предметы вооружения, доспехи, украшения визуально более характерны для Античности или Востока эпохи Позднего Средневековья. Траурные черные паруса и жертвоприношение девушки также являются культурной отсылкой к культуре Античности, а не Средневековья. Попытка оператора в режиссерском кресле (а также, вероятно, продюсера фильма) добавить к цельной стилистике «Викингов» стилистические элементы пеплума, эксплотейшн и ориенталистские мотивы, привела не к обогащению жанра «фильмов о викингах», а к его эксплуатации.

Влияние «Викингов»

«Викинги» Флейшера и Дугласа постарались сделать шаг вперед в сторону историчности по сравнению со снятыми ранее «оперно-трэшевыми» фильмами типа «Викинг» (1928 год), «Принц Валиант» (1954 год), где суровые мореходы носят рогатые шлемы, «Сага о женщинах-викингах и об их путешествии по водам Великого Змеиного Моря» (1957 год) – фэнтези-фильма «категории B».

1032px filmreclame de mars van de vikingen over het gartmanplantsoen te amsterdam opd bestanddeelnr 916 8776
Фотография с премьеры фильма «Корабли викингов». Источник: Jack de Nijs, Anefo. Wikimedia Commons

Кассовый успех «Викингов» позволил европейским киностудиям, по желанию режиссеров и продюсеров, выпускать в 60-е годы относительно историчные фильмы о викингах, хотя и в это время выходили фильмы, продолжавшие «оперно-трэшевую традицию» рогатых шлемов.

В СССР фильм 1958 года вышел спустя 19 лет и, тем не менее, стал популярным, во многом культовым. Советский зритель уже был знаком с фильмами категорий «меч и сандалии» и «плащ и шпага», последние были, пожалуй, даже популярнее. После успеха американского фильма о Раннем Средневековье советскому киноруководству стала понятна необходимость съемки подобных исторических, а не сказочных фильмов, да и политическая ситуация способствовала этому.

В 1982 году вышел фильм «Василий Буслаев» режиссера Геннадия Васильева, сохранивший фэнтезийные элементы,9 а в 1985 году вышли два культовых фильма: «И на камнях растут деревья» (режиссер С.И. Ростоцкий)10 и «Русь изначальная» (режиссер Г.Л. Васильев). Первому фильму «досталась» историческая достоверность, а второму – стилистика жанра «пеплум».

Примечания

1 Пеплум (от др.-греч. πέπλος, πέπλον — тога, одежда, лат. peplum; англ. sword & sandal — «меч и сандалии», нем. Sandalenfilm) — жанр исторического кино, для которого характерны следующие признаки: 1) использование античных или библейских сюжетов; 2) существенная продолжительность фильма (зачастую более двух часов); 3) масштабность: батальные сцены, обилие общих планов панорамного типа и огромное количество массовки.

2 Маккарти́зм (по фамилии сенатора Джозефа Рэймонда Маккарти) — общественное движение в США, сопровождавшееся обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан.

3 Исходя из современной ситуации в Голливуде и окрестностях, приходишь к мысли, что Маккарти сотоварищи был не так уж и не прав. Если шестьдесят лет назад, когда республиканец Ричард Никсон противостоял демократу Джону Кеннеди, элита была расколота, то сейчас, благодаря пропаганде левых идей, продолжающейся с 60-х гг. XX в., подавляющее большинство поддерживает демократа Джо Байдена в его противостоянии с республиканцем Дональдом Трампом.

4 Фаст за свою деятельность в год смерти Сталина даже стал лауреатом Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами».

5 Интересно, что Флейшер был на несколько часов старше Дугласа.

6 Хотя шлем Эйнара «с птицей», по-моему, не имеют аналогов в среде викингов.

7 Если суть защитного доспеха заключается в том, что пластины примыкают друг к другу (или даже перекрывают края), то изредка нашитые пластины порой причудливых форм, вероятно, несут чисто эстетическую функцию.

8 Позднее, в «Спартаке» рабов играли американцы, а римлян – британцы, что намекало на «Войну за независимость».

9 Подробнее см. в материале GoArctic

10 Подробнее см. в материале GoArctic

Поиск

Журнал Родноверие