Артем Чернов, редактор Les.media: Публикация подготовлена в рамках учебного курса "Структура фотоистории" и приурочена нами к дню зимнего солнцестояния — солнцевороту, самому короткому дню в году — 21 декабря. В ряде мифологических словарей говорится, что словом «карачун» у славян назывался связанный с этим праздник. Так же считают и члены общины родноверов, которой посвящен материал Сергея Вдовина (кадр с празднования вынесен на заход).

Хорошая новость — уже завтра световой день начнёт увеличиваться.

Праздники славянских неоязычников выглядят как театральная постановка. Лежит ли за внешней атрибутикой глубокая вера в древних богов, или это форма субкультуры, протеста, национализма?

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области действуют ряд языческих общин. Одни себя называют язычниками, другие — неоязычниками, третьи — родноверами. Они все отличаются по глубине веры и радикальности взглядов, но всех их объединяет причудливость и красота обрядов, орнаменты с коловратами — древнеславянскими свастиками — и прекрасная возможность отдохнуть от городской суеты.

56
Праздник богини Макоши, поклонение кумиру Рода. 3 ноября 2013 года. Ленинградская область.

Конечно, не для всех общинников их праздники являются всего лишь развлечением. Глава общины и приближенные к нему люди очень бережно относятся к возрождению, сохранению (или придумыванию заново) древних традиций. Многие же не очень хорошо разбираются в подробностях ритуалов, в которых они участвуют, и за ответами отправляют к главе общины.

Впрочем, в том же православии ситуация похожая: красивые декорации, образованные священники и масса людей, обычно не очень хорошо владеющих "материалом" — прихожан.

57
Костюмы участников ритуальных мероприятий поражают разнообразием.

58
59
60
61
62
Кумиры — деревянные столбы с резным изображением на вершине. Ленинградская область.

63
Участник общины "Крина" перед праздником. На заднем плане — флаг общины. Ленинградская область.

У язычников есть свой календарь праздников. Среди них Водосвятие — день гаданий и калядок 6 января, Закличка весны 1 марта, Комоедица — когда день становится длиннее ночи, Лельник, Родоница, Перунов день и многие другие.

64
Праздник богини Макоши. 3 ноября 2013 года. Ленинградская область.

65
Женщина с ребенком обходят лабиринт в день праздника Макоши — богини плодородия. Лабиринт имеет сакральное значение. Во время прохода по специальной спиралевидной траектории человек настраивает свою энергию и очищает её. На вопрос как это работает, общинники отвечают: "Попробуй сам". Я прошел пару раз, ничего не почувствовал. Вероятно, как в любой духовной практике, необходимы годы тренировок и повторений. 3 ноября 2013 года. Ленинградская область.

Во время праздника Макоши язычники традиционно обходят капище по кругу и поклоняются кумирам. У подножия каждого из них разводят густо дымящий костерок и совершают рядом с ним ритуал.

66
Праздник богини Макоши, обход вокруг капища. 3 ноября 2013 года. Ленинградская область.

67
Участники обряда заранее делают своими руками или берут готовые маски — личины — для того чтобы отпугнуть злых духов и не позволить им помешать празднику. На снимке: поклонение кумиру. 3 ноября 2013 года. Ленинградская область.

68
Случайные путники двигаются рядом с капищем — языческим культовым местом. 3 ноября 2013 года. Ленинградская область.

Кроме календарных праздников, заинтересованные люди иногда принимают участие в неформальных мероприятиях. Например, игры и хороводы за трезвость и здоровый образ жизни. Там можно встретить самый разный контингент — от общинников-родноверов до молодежи хулиганского толка. На фотографиях ниже — одно из таких событий. Оно проходило на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге осенью 2013 года.

69
70
71
72
73
Игры на празднике за трезвость и здоровый образ жизни. 29 сентября 2013 года. Санкт-Петербург.

На такого рода праздниках люди обычно одеваются в "штатское" и развлекаются без глубокого религиозного смысла.

74
75
76
77

С другой стороны, можно встретить и совсем оригинальный подход к традиции. Например, члены общины "Крина" не менее двух раз в год спускаются под землю. В одной из Саблинских пещер они заземляются на Макошину сречу и разземляются — на Велесову. Кроме того, глава общины замеряет уровень радиации и ведет многолетнее исследование.

78
Члены общины "Крина" разземляются на Велесову сречу. 8 февраля 2014. Ленинградская область.

Один из самых зрительно выразительных славянских праздников — Карачун, зимнее солнцестояние, отмечается в конце декабря. Костры, хороводы, ритуальные бубны в темноте становятся совершенно колдовскими.

79
Родноверы греются у костра перед праздником Карачун. 21 декабря 2013 года. Ленинградская область.

Это время, когда язычники пляшут, запускают фейерверки и разводят живой огонь, чтобы помочь и укрепить нарождающегося Коляду — бога молодого солнца. Одно из символических значений костра на празднике Карачун — очищение и обережение, вызов Нави, миру мертвых.

80
81
82

В повседневной жизни они — люди самых разных занятий. Есть среди них преподаватели высших учебных заведений, фотографы, студенты, пенсионеры, предприниматели, профессиональные массажисты и даже люди, претендующие на роль целителей и наставников по развитию необычных ("экстрасенсорных") способностей.

83
Маргарита — выпускница Санкт-Петербургской академии ветеринарной медицины, участница общины "Крина". 9 февраля 2014 года. Санкт-Петербург.

84
Вячеслав, по его словам, — целитель, прогрессор классической космоэнергетики, астролог, экзорцист, руководитель школы космоэнергетики. Он участник общины "Крина". 4 января 2014 года. Санкт-Петербург.

Велесова среча — подготовка к весне, посвящена богу Велесу — "подателю земных благ и богатств, хранителю путей в Навь и проводнику душ умерших", по словам главы одной из общин.

85
86
87
88
89
90
Проход через ворота языческого храма означает переход в другой мир. Велесова среча. 2 февраля 2014 года. Ленинградская область.

Поиск

Журнал Родноверие