Магия безмятежного бытия на заре европейской цивилизации.

Александр Бенуа, оценивая вклад Семирадского в развитие искусства, писал:

“В известных отношениях этот художник мог бы сойти за новатора. Блеск его красок, верная передача солнечных эффектов, местами красивая, живописная техника были для поколения русских художников 1870-1880-х годов настоящим откровением”

Проходившая в 2011 году в Государственной Третьяковской Галерее выставка «Пленники красоты» стала своеобразной точкой отсчета для подготовки нового большого проекта посвященного творчеству одного из крупнейших представителей позднего классицизма Генриху Семирадскому. Поляк по происхождению, молодой человек учился в Харькове, где увлекся живописью, а в 21 год поступил вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге. После учебной поездки по Европе обосновался в Вечном городе, которому посвятил свое творчество и отдал свое сердце прекрасному Риму.

d1bf0042 7871 4c91 8b95 6ce9aab4e321 1170x704
Генрих Ипполитович Семирадский/ «Талисман»

В России классицизм появился во второй половине XVIII века при Екатерине II и имел широчайший размах. В работах художников этого направления центральное место занимало создание идеальных образов античной классической традиции. Семирадский работал на закате эпохи классицизма, на смену ему придут передвижники, которые назовут его творчество пыльной академической рутиной, примером скудоумия и равнодушия к реальной боли жизни, воспроизведением штампов академического образования. Затем наступит время, когда классицизм будут считать «мещанским» искусством, а дальше и вовсе забудут, уберут в запасники и распределят по региональным музеям. И вот в 2011 году, когда-то вышедший из моды художник вновь вызвал невероятный интерес у публики.

bc8c92cc d011 400c 82cc c232f23b1920 1170x878
Генрих Ипполитович Семирадский/ «Канатоходка»/1898

Третьяковской галереей было инициировано создание первого каталога-резоне Семирадского. Нужно отметить, что Павел Михайлович Третьяков не приобретал полотен художника, скорее всего считая их далекими от подлинно русской живописи. Сейчас в Третьяковской галерее хранится девять произведений мастера. На выставке представлены полотна из Русского музея, 14 региональных музеев, частных собраний, Национального Художественного музея Республики Беларусь и Национальной Галереи Армении.

627e35fb 75da 4ee0 9d81 8972a7908a2b 1170x722
Генрих Ипполитович Семирадский/ «По примеру богов»/ 1899

Выставку открывает одноименное полотно из собрания Национальной Галереи Армении «По примеру богов». Архитекторы Сергей Чобан и Александра Шейнер превратили выставочный зал в амфитеатр, выкрашенный в цвета помпейской архитектуры, что дало возможность свободного движения по экспозиции. Нужно отметить, что это не монографичная выставка, а скорее тематическая и не имеет четко заданного маршрута.

f33cb163 ca64 4d73 a81e 1c7874208ba2 1170x674
Тим Парщиков/ «Times New Roman. Эпизод 3: Москва»/ 2011-2013

Генрих Семирадский был эрудитом, владевшим блестящими знаниями античной мифологии, истории и быта. Его картины часто называют «интеллектуальными ребусами». Автор фресок и масштабных панно церковных и дворцовых ансамблей. В 1877–1878 годах расписывал Храм Христа Спасителя, на выставке представлены сохранившиеся после взрыва в 1931 году фрагменты запрестольной композиции главного алтаря и немногочисленные эскизы.

8cbcfea9 cd11 437a ba57 19af53b97459 1170x746
Генрих Ипполитович Семирадский/ фрагменты запрестольной композиции главного алтаря храма Христа Спасителя «Тайная Вечеря»/1877-1878

Генрих Ипполитович был любимцем императора, именно покупка его картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», побудила Александра III к основанию Русского музея.

57947958 09a7 4820 9936 7077410e1a07 1170x584
Генрих Ипполитович Семирадский / «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине»/ 1889

Для современников Семирадский прежде всего автор солнечных античных идиллий, погружающий в магию безмятежного бытия человечества на заре европейской цивилизации.

1823fbde 205d 429c b06f 10bc2ca4e742
Генрих Ипполитович Семирадский/ «Портрет молодой римлянки»/1889

Куратор Татьяна Карпова предлагает нам своеобразную прогулку через творчество Семирадского, которое послужило референсом для последующих поколений художников. Графика, живопись и скульптура второй половины XIX века в пространстве экспозиции вступают в диалог с работами современных художников — произведениями авторов «Новой Академии» Тимура Новикова, серией фотографий Тимофея Парщикова «Times New Roman». Также нас погружают в миры античности художники ближнего круга Семирадского, в том числе его главный конкурент- Лоуренс Альма-Тадема.

ad21bb0d d9b2 40c4 9e8b f669edf14b1a 1170x878
Ольга Тобрелутс/ «Сон Александра»/1998

На экспозиции представлены античные подлинники декоративно-прикладного искусства и копии Ивана Владимировича Цветаева, заказанные им из музеев Неаполя и Берлина (из собрания ГМИИ им. Пушкина), которые цитируют обширную коллекцию Генриха Ипполитовича- своеобразный инструментарий художника-историка.

c6087b7a 5f24 470c b745 a7bf2f3711cd 1170x878
Вид на экспозицию Валерия Кошлякова

Нашему вниманию представлено несколько мультимедийных проектов, на которые обязательно нужно обратить внимание. Это мультимедиа по графическим работам художника, которых, к сожалению, практически нет в российских собраниях. Графика расширяет наше отношение к творчеству, наиболее полно раскрывая многогранный талант живописца — здесь встречаются и фантасмагорические существа, и карикатуры, и жанровые зарисовки. На выставке представлен фильм о сотрудничестве Генриха Семирадского с римским фотографом Микеле Мангом, где демонстрируются подготовительные фотографии, на которых художник подобно режиссеру выстраивает сцены и расставляет демонстрантов пластических поз. У Семирадского уходило более 3 лет на создание большого полотна, таким долгим и трудным был путь рождения произведения.

1f2da8af e9a1 4160 a546 c094048143d5 1170x615
Генрих Ипполитович Семирадский / «Танец среди мечей»/ 1881

Часто личность художника скрыта за стилем и не всегда понятно, как он говорил и думал. Куратор дает нам возможность заглянуть в тайну характера Семирадского, предоставив отрывки из его писем, переведенных с польского языка.

e0a1e4eb 8488 4fd7 9c90 73bbd3a20c93
Ф.А. Бронников/ «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» /1869

Создание выставок становится в наше время своеобразным подвигом, в связи с отзывами произведений, логистическими проблемами и цензурой. Кураторам приходится буквально «на коленке» перекраивать то, что создавалось десятилетиями. Этот проект не исключение, но несмотря на все трудности Государственной Третьяковской Галерее удалось создать интереснейшую выставку, которая несомненно заслуживает Вашего внимания. Вы погрузитесь в идеальный и прекрасный мир, хранящий в себе вечные ценности, справедливость и нравственность которых проверялась веками. Семирадскому была близка тема понятия красоты и свободы, где идея античной гражданской общины, чьи члены не подчинялись чьей-либо личной власти, но в сознании которых понятие свободы сочеталось с чувством долга перед полисом. Герои на его полотнах не только красивы, они ведут себя и чувствуют, как свободные люди.

77afa754 07cd 4b8b b3b6 767423488289 1170x866
Директор ГТГ Зельфира Исмаиловна Трегулова и куратор выставки Татьяна Львовна Карпова

Государственная Третьяковская Галерея

«Генрих Семирадский»

28 апреля – 3 июля

Поиск

Журнал Родноверие