Фото: adobe stock

Я только что прочитала несколько увлекательных книг по славянской мифологии и с удивлением и огорчением обнаружила, как мало я знаю о религии и традициях наших предков. Наверное, я не одна такая.

В школе от нас требуют знания наизусть пантеона греческих и римских богов, а родную мифологию, верования и легенды очень часто игнорируют или изучают по устаревшей, не совсем грамотной лексике, забывая о том, что древние традиции и верования до сих пор ярко проявляются в нашей повседневной жизни. Мы сами зачастую совершенно неосознанно инициируем и практикуем древние, по своей сути языческие ритуалы, воспринимая их как часть того, что мы любим называть "своей традицией".

Растет и стремление найти в религиях коренных народов то, чего нам не хватает в христианстве, иудаизме или исламе. В настоящее время многие общины переживают кризис веры — постоянно всплывающие факты сексуальных преступлений в католической церкви, подстрекательство к насилию со стороны исламских духовных наставников и участие некоторых раввинов в пропаганде против палестинцев не помогают большим религиям удерживать и завоевывать верующих.

Некоторые из тех, кто покидает общины, решают порвать с привычным и пытаются найти свое духовное место среди неоязычества и коренных верований. Среди современных язычников также немало тех, кто решил углубить свои знания о траволечении, традиционной медицине и магии в самом широком смысле.

"Вера предков не должна быть разрушена ничем"

Это слова так называемой "Песни Богов", которую неоязычники очень любят использовать во время своих собраний и ритуалов. В приведенном стихе, на мой взгляд, скрыта очень важная истина. Несмотря на принятие христианства, борьбу между жрецами и почитателями старых богов и прошедшие века, коренные польские (точнее, славянские) верования сохранились и в некоторых регионах нашей страны и континента неплохо себя чувствуют. К коренным верующим относились и относятся зачастую с долей соли — у большинства они ассоциируются с безобидными любителями льняных рубах, гирлянд и прогулок по лесу. Их пацифизм, любовь к традициям и природе позволяют им легко нравиться.

Отодвинутые в тень, язычники на самом деле никогда не исчезали — они работали тайно, протаскивая обычаи и традиции своих предков в повседневную жизнь без священных рощ. Не следует забывать, что раннее христианство, в том числе и польское, в полной мере использовало традиции и древние религии обращенных народов. С одной стороны, оно делало это для того, чтобы последовательно заменить "чужое" "своим", а с другой — для убеждения верующих. Нередко традиционные места поклонения "крестились", и в священных рощах возводились церкви, на перекрестках вместо священных камней — святилища, а древние боги и магические существа назывались именами святых.

Священники боролись с так называемыми суевериями и "дьявольскими искусствами", но полностью искоренить их в народе так и не смогли. Во многих регионах страны люди до сих пор обращаются к бабе или шептуну за советом и исцелением, когда традиционная медицина не помогает. Многие матери по-прежнему повязывают красные ленточки на колыбели и коляски своих детей, мы по-прежнему красим яйца на Рождество, танцуем в Купальскую ночь, тащим Марзанну, плюем через плечо, уважаем ласточек и аистов.

Имена богов и духов, возможно, ушли из нашей памяти, но мы никогда не отказывались от своей исконной веры в силу природы, судьбы, в "зло", которое никогда не спит, и в защитную силу наших предков. Многое из того, что мы сейчас называем суевериями или народными традициями, на самом деле является остатками веры наших дедов, которую славянские неоязычники хотят навсегда вернуть в свою жизнь и современный быт.

Не только гирлянды и шарфы

Современные язычники называют себя модным в последнее время термином Wiccans, который заимствован из английского языка и означает не что иное, как "неоязычество". В основе викки лежит вера в биполярность духовного и реального миров, которыми совместно управляют Тройственная Богиня и Рогатый Бог. Польские неоязычники сначала приняли практически весь пантеон иноземных богов и стали организовывать свой год вокруг англосаксонских праздников, но сейчас начинают углубляться в родную религию. Так, они прославляют Мокошь — мать богов и покровительницу людей, Перуна — творца и отца. Не забывают они и о Велесе, повелителе магии, живущем в корнях Великого дуба, и о духах, богинях и гномах, населяющих наши луга, поля и дворы. Скандинавские, германские и англосаксонские языческие нити переплетаются с красивыми и богатыми славянскими традициями, создавая очень привлекательную для многих смесь мира, духовности и уважения к окружающей нас природе.

Неоязычники почитают старых богов и проводят праздники в их честь, но их нельзя рассматривать как любителей пыльных корок, молящихся камням и верящих, "что раньше было лучше, а теперь нет". Одним из самых известных коренных жителей Польши является рэпер Донатан, о котором можно сказать многое, но точно не то, что он отсталый. Родноверы исследуют историю регионов нашей страны и одновременно организуют пикники и ярмарки, совмещенные с научными конференциями, на которых обсуждают историю, археологию традиции и культуру.

Многие занимаются охраной природы и регионального наследия. Все это связано с тем, что вера предков неразрывно связана с заботой об окружающей природе, с традициями бабушек и дедушек. Без мудрости предков, без их помощи и заступничества живые не могут вести спокойную жизнь, а без природы, сильной и здоровой, невозможно представить себе процветающее сообщество. Многие свои ритуалы и праздники неоязычники проводят в лесах, на лугах, у рек — именно эти места были близки нашим славянским предкам, в них они черпали силы, здесь они больше всего ощущали присутствие богов.

Не все неоязычники живут в сельской местности и одеваются в льняные одежды, многие из них — корпоративные служащие, которые не обязательно выставляют свои убеждения напоказ, ведь зачастую (к чести Церкви) язычество ассоциируется негативно — с варварством, распущенностью, глупостью и отсталостью, что совершенно не соответствует действительности. Не святой Адальберт принес в Польшу культуру — она была вполне сформирована на наших землях задолго до прихода монахов и священников креста. Конечно, с приходом христианства в Польше под пристальным вниманием оказались и целители, и знахари, и жрецы старой религии. В литературе Польшу называли "землей без кольев", но это не значит, что тем, кого подозревали в колдовстве, было легко в нашей стране. Да, преследований было меньше, но даже в этом случае, чтобы благополучно выжить, знахарству, гаданию и магии в широком смысле этого слова приходилось уходить в подполье, а иногда и прибегать к помощи христиан.

Магия-Мария!

Предвосхищая ваши вопросы: да! Ведьмы все еще существуют, и, похоже, в последнее время их дела идут все лучше и лучше, и они приобретают все больше новичков и послушников!

В своей книге "Славянская ведьма" Добромила Агилес пишет:

"(...) быть славянской ведьмой — это не просто выполнять ритуалы и шептать заклинания, переданные нам нашими прадедами и прабабушками. Это почитание своих предков, память об их вере, обычаях и ритуалах. Это почитание земли, на которой мы родились, уважение к ней и забота о ней"

Современным практикам магии очень часто помогают учения мудрых стариков, знахарей и шептунов, которые передают свои знания о белой и черной магии. Вышеупомянутый автор неоднократно пишет в своей книге о том, насколько важна для виккан традиционная народная медицина, которая по своей сути имеет довольно мало общего с магией. Именно страх, в том числе страх перед священниками, превратил женщин, знающих лекарственные растения, в ведьм и любовниц Сатаны. На самом деле их знания были получены в результате исследований, изучения и многочисленных проб и ошибок.

Однако и другие сферы деятельности, связанные с ведьмами и магами, — наложение чар, варка зелий и составление заклинаний — не остаются в стороне от интересов современных неоязычников. Современные ведьмы, которых часто связывают с родноверческим движением, не только лечат травами, но и, как их славянские предшественницы, проводят определенные ритуалы, очищают ауру, готовят амулеты и произносят заклинания. Знания, которые раньше были очень секретными и доступными лишь очень узкому кругу людей, теперь стали несколько доступнее. Конечно, невозможно научиться всему по одной книге и нескольким видеороликам в Интернете. Люди, желающие стать ведьмами и волшебниками, должны стать членами специальных конвенций и пройти сложный период обучения и подготовки.

Из той информации, которую мне удалось собрать о современных "знающих", следует, что они по-прежнему используют для своих ритуалов травы, метлы, камни, перья и кости животных, найденные в лесу. Они готовят настои в котлах и делают алтари, пытаясь погрузиться в силу, дарованную некоторым из них Велесом. Те, кто занимается колдовством, по-прежнему ищут места силы, продолжают посещать Шленжу, каменные круги и места, где когда-то росли священные рощи. Многие (хотя и не хотят признаваться в этом) принадлежат к католической церкви, но все же обращаются за помощью к колдунам: родители приводят к ним испуганных детей, которые не могут уснуть ночью, пожилые люди приходят просить снять проклятие. На границе с Белоруссией и Украиной полно деревень, где до сих пор живут уважаемые всеми шептуны и знахари, так почему же в наших городах не может быть своих "знающих", которые хотят сохранить и возродить традиции предков?

К неоязычеству, колдовству и викке, конечно, можно относиться с долей соли, но нельзя игнорировать тот факт, что они все больше входят в жизнь нашего общества и, возможно, скоро окажутся настолько глубоко укоренившимися, что к ним придется относиться серьезно. Хорошо ли, что славянская мифология и традиции предков занимают достойное место в нашем сознании? Конечно, хорошо! Ведь польскость и славянство не могут ограничиваться только тем, что принесло христианство, потому что наша история уходит корнями гораздо дальше даты крещения Мешко.

Поиск

Журнал Родноверие