muzeum slowianskie forum
Открытие первого музея славянской мифологии в замке Овидз, фото: Łukasz Deinarowicz / Forum

Давным-давно языческие верования исчезли из европейских стран. По крайней мере, так утверждает официальная версия. Однако в последние годы тысячи людей стали обращаться к традициям своих предков. Сегодня неоязычество, или славянские родноверы, — одно из крупнейших религиозных движений, зарегистрированных в Польше. Что же привлекает в нем людей?

Последние десятилетия ознаменовались невероятным прогрессом, но небывалый технический прогресс и общее повышение уровня жизни заставили многих поступить не совсем логично — по крайней мере, на первый взгляд — вернуться к забытым традициям предков. В настоящее время во всем мире наблюдается возрождение многих коренных верований. Аналогичная тенденция наблюдается и в Польше. Для страны, гордящейся своими многовековыми христианскими традициями, результат оказался весьма неожиданным — славянские языческие верования начали возрождаться из небытия.

Более тысячи лет забвения

Официально славянское язычество было запрещено в Польше в 966 году, когда первый исторический правитель страны Мешко I принял крещение, а вместе с ним и вся страна. Однако язычество не исчезло так быстро. Более того, язычники на протяжении многих лет упорно сопротивлялись христианизации, что даже привело к нескольким так называемым языческим восстаниям. Эти восстания пошатнули положение Польши и стали одной из причин бегства Мешко III из страны в 1031 году. Кульминацией стало большое крестьянское восстание 1038 г., направленное как против феодалов, так и против христианства.

Видимо, славяне-язычники не так легко обращались в новую религию. Еще в XII веке большинство крестьян в польских землях исповедовали веру своих предков. И только в XV веке к славянским верованиям стали обращаться — причем только в официальной, обрядовой части. Многие традиции дошли до наших дней в несколько измененном виде. Например, опускание чучела Мажанны в воду, чтобы отогнать зиму и ускорить приход весны, или Задушки — польский праздник всех святых, заменивший старославянский похоронный обряд Дзяды. Благодаря своим корням в народных традициях древние религиозные обряды сегодня переживают ренессанс и вновь обретают популярность.

rekon slowianie ag
Курган Жечица, Мокошовиско — реконструкция славянского кургана, фото: Marcin Michalec / AG

В Польше одним из первых о возвращении славянских верований заговорил этнограф Зорян Доленга-Ходаковский, автор книги "O Ziemia Slaviańskie przed chrześcijaństwem" ("О славянских землях до принятия христианства", 1818 г.). Он стал первым за несколько столетий поляком, объявившим себя язычником и осудившим процесс христианизации. Интересный пример возрождения интереса к славянским верованиям можно найти в одном из самых известных произведений польского романтизма — поэме Мицкевича "Дзяды". В поэме описывается традиционный славянский ритуал, который должен был увести заблудшие души в иной мир. Тем не менее первые официальные попытки возродить язычество были предприняты только в 1930-е годы. Все началось незадолго до начала войны, в 1937 году, с создания религиозной группы святовидов "Святой круг" и специального журнала "Задруга". Однако после войны, в отличие от России и Украины, в Польше такие попытки прекратились и возобновились только в 1990-е годы.

Когда-то давно в польских озерах, лесах и полях водились всевозможные злые духи — по крайней мере, так считали наши предки. Сегодня мало кто верит в существование добрых и злых духов, но интерес к ним и к далекому славянскому прошлому не ослабевает.

Современность

По разным оценкам, неоязычники, или родноверы, занимают сегодня в Польше шестое-седьмое место по числу приверженцев. Однако католики составляют более 87% населения страны, поэтому эти цифры ни в коем случае не изменят существующего положения вещей: по результатам различных переписей и статистических исследований, все официальные языческие организации насчитывают от 5 до 8 тыс. членов.

slowianie grodu rek forum
Курган Овидзь близ Старогарда Гданьского, реконструкция славянского поселения, фото Лукаша Дейнаровича / Форум

Помимо религиозных групп, в Польше существует множество организаций, которые пытаются возродить славянские традиции и приблизить их к современным полякам: создают музеи, устраивают различные исторические реконструкции, например, традиционных обрядов. Многие славянские неоязычники так или иначе связаны с деятельностью этих историко-этнологических объединений.

biskupin 1. d. pach
Бискупин, фото: Даниэль Пах

То, что вначале было чисто научным интересом, вскоре переросло в нечто большее — веру, которую они сочли подходящей для себя, или хобби, которое они посчитали достаточно важным, чтобы попытаться внедрить его в свою жизнь. Другие неоязычники считают, что это их способ воссоединиться с природой в мире, где она почти забыта. Кроме того, это просто интересная идея: что-то очень старое и очень новое, экзотическое и органичное одновременно. Эта двойственность привлекает многих.

slowianie noc forum 2
Реконструкция Купальской ночи в поселении Овидз, фото: Лукаш Дейнарович / Форум

Как возродить религию

Возвращение религии к жизни — это тяжелый труд. К счастью, чем недоступнее источники, тем активнее исследователи. В возрождении древних верований историки и этнографы видят возможность для себя более глубокого и творческого подхода к предмету исследования. Действительно, письменных свидетельств о верованиях древних славян не сохранилось, но многие обычаи, имена божеств и демонов до сих пор передаются от отца к сыну, от матери к дочери — в поверьях, песнях, суевериях, народных сказках. Устная история становится основным источником знаний.

Современные неоязычники отмечают народные праздники, знаменующие смену времен года и важные вехи природного цикла, например, дни равноденствий и солнцестояний. Славянское язычество — это политеистическая система верований, в которой многие божества олицетворяют силы природы: солнце, огонь, звезды, растительность. Есть два верховных бога — Перун (бог молний) и Велес (хозяин подземного мира). Обряды — ритуальные огненные и иные — часто проводятся под открытым небом. Принять участие в обряде может любой желающий, даже случайный зритель, поскольку формальной инициации не существует.

swiatynia poganska we wroclawiu
Визуализация славянского храма, фото: Фонд "Ватра

Пожалуй, одним из самых интересных проектов, связанных с неоязычеством, является строительство первого за более чем тысячу лет славянского языческого храма. Фонд Watra уже получил землю под Вроцлавом и сейчас собирает пожертвования на строительство. Здание будет построено по образцу исторических славянских храмов, обнаруженных археологами в Гросс-Радене (Германия), но будет отвечать современным стандартам и требованиям. Здание станет не только храмом и местом проведения неоязыческих ритуалов, но и музеем, а также культурным центром, направленным на популяризацию знаний о славянском прошлом.

Из множества проектов, связанных с польской культурой, возрождение неоязычества — один из самых интересных. Это не только религиозный проект, но и, что более важно, исследование польского исторического наследия, которое, возможно, прольет свет на многие польские традиции и фольклорные сюжеты.

Поиск

Журнал Родноверие