Поклонение древним языческим богам растет во многих частях Европы. Скандинавское неоязычество становится популярным в Скандинавии, Германии и других странах. Эллинское неоязычество или просто «эллинизм» набирает популярность в Греции и регионе Эгейского моря. В других странах мира, особенно в Италии, а также в Восточной Европе и США, древнеримская государственная религия возвращается. По состоянию на 2017 год у этих современных римлян даже есть действующий общественный храм Юпитера — храм Юпитера-Перуна.

Строительство храма Юпитера Перуна

История Храма Юпитера Перуна начинается в 2009 году, когда группа римлян, или римских неоязычников , купила землю недалеко от Полтавы, Украина. Это было ответом на убежденность в том, что, если они действительно хотят возродить Классический Рим как живую духовную, культурную и национальную целостность, им нужно священное пространство для поклонения и почитания богов, которые были и остаются в центре всего сущего. подлинно римский в дохристианском смысле.


Начальная застройка нового храма Юпитера Перуна.

В 2009 году был куплен земельный участок размером 3 на 3 метра (9,84 на 9,84 фута). К 2017 году он увеличился в размерах и был достаточно близок к завершению, чтобы в храме была проведена церемония. На сайте храмового комплекса Юпитера Перуна утверждается, что определенные римские религиозные обряды практикуются впервые примерно за 1600 лет.

[видео]

С момента начала строительства храма также состоялись три римские свадьбы и множество мелких обрядов. Помимо завершения нынешнего храма Юпитера, эти новые римляне также намерены построить храмы Минерве , Юноне и Марсу, а также другим выдающимся божествам старой римской государственной религии.


Цифровой план развития храма Юпитера Перуна.

Новый Рим?

Возрождение любого аспекта римской культуры или цивилизации было предметом восхищения со времен падения Западной Римской империи, последнего политического и культурного образования, которое, бесспорно, можно было считать продолжением классического Рима. Византийцы считали себя прямыми преемниками Рима. Это потому, что они были правителями восточной половины Римской империи. Священная Римская империя , Османская империя и фашистская Италия под руководством Бенито Муссолини — другие известные государства, которые считали себя в некотором роде преемниками Рима.


Византийский император Юстиниан I.

Важное различие между этими более ранними претендентами и современными реконструкционистскими движениями, такими как те, которые строят храм, заключается в том, что эти государства просто хотели быть политическими и, возможно, культурными преемниками Рима. Никто из них не проявил интереса к возрождению древней религии и духовности языческого Рима. Все эти империи, претендовавшие на смену Риму, были христианскими, исламскими или светскими.

Начиная с конца 19 — начала 20 веков у сторонников романтизма появился интерес к возрождению религий древней дохристианской Европы. К 1920-м годам религиозные движения в Италии начали исследовать и возрождать древнеримскую религию. К 1980-м годам стали появляться многочисленные религиозные организации, намеревавшиеся возродить древнеримскую религию, в основном в Италии. Двумя хорошо известными современными примерами являются базирующаяся в США компания Nova Roma и Римская республика: Res Publica.


Члены Nova Roma приносят римское жертвоприношение богине Конкордии между руинами Аквинкума, современного города Будапешт, Венгрия, во время римского фестиваля Флоралии, организованного Aquincumi Múzeum. ( Всеобщее достояние )

Эти организации представляют собой некоммерческие организации, которые считают себя представителями духовной и культурной, но не обязательно политической нации, объединенной общими римскими ценностями, религиозными практиками и убеждениями. Они не обязательно планируют создать политическое римское государство, но они хотят возродить многие социальные, религиозные и духовные аспекты древнеримской республики .

Римская религия старины

Хотя многие социальные и культурные аспекты римского образа жизни не кажутся религиозными, духовным центром возрожденного классического Рима является возрождение древнеримской религии и ее сосредоточенность на древних богах.

Древние римляне, как древние греки и большинство древних средиземноморских культур, верили, что природа полна богов. Древние римляне верили, что боги могут принимать людей в качестве клиентов и становиться их покровителями. В системе патрон-клиент в Риме более богатый римлянин, обычно патриций, становился благотворителем более бедного римлянина в качестве своего покровителя, обеспечивая его физические потребности и потребности своей семьи.


Капитолийская триада Юноны, Юпитера и Минервы.

В ответ клиент должен был уважать отношения со своим покровителем посредством оказания услуг. Древние римляне, естественно, точно так же видели свои отношения со своими богами. Боги могли из щедрости решить стать покровителями отдельных смертных, семьи или всего римского государства, как это было с такими богами, как Юпитер, Марс и Минерва. В свою очередь, люди должны были чтить своих бессмертных покровителей посредством актов благочестия, включая жертвоприношения и подношения.


Подношение богам в храме Юпитера Перуна.

Римляне не верили, что их боги требовали от людей морального поведения или что они обычно наказывали за аморальное поведение, но они верили, что у богов есть добродетель. В отличие от людей, боги считались свободными от пороков и не сдерживались тем, что обычно приводило к падению людей, например, трусостью или излишествами. Еще одним важным аспектом римского неоязычества является возрождение древней системы римских добродетелей, которую они считают основой западной цивилизации.


Художественная реконструкция жизни в римском Кардо Иерусалима в период Элии Капитолии . (Кэрол Раддато/ CC BY SA 2.0 )

Действительно ли римская культура когда-либо исчезла?

Строительство храма Юпитера-Перуна и возникновение римского неоязычества необычны тем, что включают в себя реконструкцию древней римской религии, но они не новы, поскольку представляют собой попытку Запада возродить славу Древнего Рима. Многочисленные попытки Запада возродить Рим также указывают на то, что в некотором смысле древний Рим продолжает жить в современном западном образе жизни и мышления.


Ритуал в храме Юпитера Перуна.

Некоторые историки даже заходят так далеко, что предполагают, что Рим как цивилизация на самом деле никогда не падал. По их мнению, он просто претерпел драматическую трансформацию в период поздней античности и раннего средневековья и что в некоторой степени древний Рим живет и по сей день в виде современного Запада. Латынь до сих пор используется в науке и в религиозных учреждениях, таких как католическая церковь. Многие римские юридические термины все еще используются сегодня, хотя они, как правило, имеют разные значения, а многие западные добродетели, по сути, являются копиями старых римских добродетелей. На протяжении большей части современной истории, вплоть до последних полутора столетий, стандартное западное образование не сильно отличалось от древнеримского образования.

Возможно, не обязательно реконструировать классический Рим, чтобы он стал римским. В каком-то смысле все жители Запада являются римлянами, поскольку Запад унаследовал очень многое из римской культуры и ценностей. Рим, возможно, не вечен, но он долговечен, достаточно долговечен, чтобы у царя римских богов и сегодня был действующий храм.

Поиск

Журнал Родноверие