В славянском фольклоре​ и книжных памятниках упоминаются злые духи — бесы. Народные представления о них сложились из языческой​мифологии​ и переводных религиозных книг. Читайте в нашем материале, чем бесы отличались от другой нечистой силы, как славяне распознавали их рядом с собой и какие несчастья они могли наслать на людей — особенно на тех, кто просил их о помощи.


Ольга Самосюк. Перун (фрагмент). Из серии «Языческие боги славян». 2015. Белорецкая картинная галерея, Белорецк, Республика Башкортостан

«Черт смущает, бес подстрекает»


Ольга Самосюк. Макошь (фрагмент). Из серии «Языческие боги славян». 2014. Белорецкая картинная галерея, Белорецк, Республика Башкортостан


Юрий Рыжик. Майская ночь. Иллюстрация к произведению Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». XX век. Картинная галерея, Усть-Илимск, Иркутская область

Представление о бесах как о злых духах появилось еще в языческой​ мифологии​ славян. В первые годы после принятия христианства так переводили в религиозных книгах греческое слово «демоны». К бесам новая вера причисляла и прежних языческих богов​ — в древнерусской литературе так называли Перуна, Велеса и других. В итоге в народной демонологии церковное представление о бесах слилось с прежним языческим: образы из проповедей и Евангелий соединились с персонажами сказок и легенд​. Только образованные священники могли различить эти понятия.

По христианским представлениям, бесами стали ангелы, которые взбунтовались против Бога. Мятежников низвергли на землю, в мир людей. Все бесы — слуги и воины главного бунтовщика, дьявола. Злые духи неутомимо вредят людям, внушают им дурные мысли, наводят порчу​, насылают болезни, ссорят родных и друзей.

Во многих случаях слова «бес» и «черт» употребляли как синонимы. В старинных текстах и фольклоре​ они заменяли друг друга, но иногда можно отметить и различия в понятиях. Бес олицетворял абсолютное зло, и любые дела с ним оборачивались для человека бедой. А вот черт как персонаж в сказке или поверье мог иногда принести и благо.

В книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» Владимир Даль​ описал «нечистые» понятия так:

«Черт смущает, бес подстрекает, дьявол нудит, сатана творит лживые чудеса для соблазна»

Как «распознавали» беса


Анатолий Кулинич. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» (фрагмент). 1979. Дом Н.В.Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека, Москва


Константин Маковский. Русалки. 1879. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Сергей Судейкин. В ночь под Ивана Купала. XIX–XX века. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Беса представляли как черное или синее существо с хвостом, когтями или копытами, покрытое шерстью и окруженное дымом. На иконах​ их писали темными оттенками — черным, синим, серым, — без одежды, небольшого размера, уродливыми и лохматыми: всклокоченные волосы или шерсть символизировали грех. Рога и крылья у бесов изображали редко. Фигуры размещали, как правило, на заднем плане или в клеймах — отдельных частях иконы, которые раскрывают основной сюжет.

В фольклоре и книгах бесы представали как бесплотные духи. Они якобы могли принимать любой образ, например животного​ — черного пса, кошки, медведя, козла или свиньи, змея​ или волка — или разбойника, скомороха и даже воина. В те времена церковь строго относилась к любым развлечениям. И иногда книжные бесы оборачивались музыкантами и играли на гуслях и бубнах, чтобы прихожане соблазнялись развлечениями и не ходили на службу. А если бес решил соблазнить конкретного человека, он являлся ему в образе друга или родственника, а перед духовным лицом мог превратиться в ангела.

В житии святого Исакия рассказано явление к нему бесов в виде прекрасных юношей, «их же лица бяху аки солнце»:

«удариша (бесы) в сопели, тимпаны и гусли, Исакиа же поемше, начаша с ним скакати и плясати на мног час, и утрудивше его, оставиша еле жива суща.

Из книги Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»

Бесы, по поверьям, обитали везде, они могли проникнуть даже в церковь. Считалось, что особенно много их реках и озерах​, где они живут вместе с русалками​ и водяными​. Поэтому перед тем, как купаться, люди крестились сами и осеняли крестом воду. Водились злые духи в домах, где часто ругаются: считалось​, что их привлекали ссоры и бранные слова. Бесы могли попасть в незакрытые кувшины с питьем, поэтому их накрывали, особенно на ночь.

Особенно активной нечисть была на Святки​ и в ночь на Ивана Купалу​. По традиции в летнюю ночь славяне искали цветущий папоротник. Считалось, что бесы стерегли диковинное растение, и, если найдешь его, нужно очертить себя магическим защитным кругом. А около полуночи перед нашедшим цветок должны были предстать бесы в облике животных — бить хвостами, колоть палками, цеплять когтями и пытаться вытащить из круга кочергой, что сулило гибель.

Бесплотные бесы оставались невидимыми, их могли увидеть только монахи​. Простой же человек мог опознать нечисть рядом с собой по внезапному чувству тошноты, а еще — по серому или черному дыму. Это знак того, что бес был рядом, но улетел.

Злые духи-помощники


Хсар Гассиев. С пастбища (фрагмент). 1984. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград


Владимир Маковский. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». 1876. Государственный исторический музей, Москва


Александр Бородин. История одного дома (фрагмент). Правая часть диптиха. 1988. Калининградский областной музей изобразительных искусств, Калининград

Иногда в фольклоре и заговорах нечисть представала как слуга. Сохранились предания о мелких бесах, которые обитали на водяных мельницах. Считалось, что они обнаруживали себя, если механизм останавливался или начинал работать в неположенное время. Бесы помогали мельнику и поддерживали работу механизмов, а он считался их хозяином.

Но у такого сотрудничества была и обратная сторона: бесы постоянно искали себе занятие, и хозяин якобы придумывал им самые невыполнимые задания, например померить морскую воду. В преданиях отразилось, что нечисть все-таки старалась извести мельника.

По поверьям, похожие бесы-слуги были у пастухов: на севере страны их представляли как небольших рыжих существ или человечков в красных колпаках. А еще к нечистой силе обращались за помощью в заговорах.

Александр Афанасьев приводил такой текст из следственного дела второй половины XVIII века:

«Пойду я, добрый молодец, посмотрю в чистое поле в западную сторону… поклонюсь и помолюсь самому сатане: гой еси ты, государь сатана! пошли ко мне на помощь рабу своему часть бесов и дьяволов…»

«Кто более зла наделал»: какие несчастья насылали бесы

Михаил Зичи. Летящий Демон. 1881. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Николай Ендальцев. Освящение колокольни (фрагмент). 1993. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Елена Гайда. Большой танец (фрагмент). 2018. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

Бесы — в прошлом ангелы — сохраняли часть сверхспособностей, например могли летать. Но главное, они умели завладеть мыслями и сердцем человека и внушить ему соблазны, причем так, чтобы он принял их за собственные желания. Вообще проделками нечисти объясняли любые повседневные неудачи и ссоры, что даже отразилось в поговорке «Бес попутал». Считалось, что бесовские видения приносили сильную тоску или лихорадочное веселье. Но бесы не знают о силе души, поэтому волевые и праведные люди могут распознать «нечистые» помыслы и противостоять им.

Вдруг в полночь налетела со всех сторон недобрая сила и стала друг перед другом хвалиться, кто больше зла наделал:

— Я, говорит один, — мужа с женой поссорил!

— Я, — говорит другой, — научил детей не слушаться отца с матерью!

— А я, — кричал третий, — весь день учил детей лгать да лакомства красть!

Владимир Даль. «Правда и Кривда»

Бесу приписывали изобретение вредных для человека табака и водки. Даже природные явления​ объясняли бесовскими проделками. Считалось, что нечисть зимой бегает по ночам, поэтому трещит снег. От холода они дуют себе в кулак — так образуются метели и бураны.

Работой нечисти объясняли пьянство и болезни, особенно нервные​, например кликушество​ — истерию у женщин. Считалось, что в кликуш вселяется бес, поэтому они против своей воли кричат, бьются в припадках, проклинают близких и даже священников. Они якобы даже говорят разными голосами, бес — более высоким.

Испорченные колдовством люди называются кликушами: это — несчастные, страдающие падучею или другими тяжкими болезнями, соединенными с бредом, пеною у рта и корчами; они издают дикие вопли и под влиянием господствующего в народе суеверия утверждают, будто злые вороги посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности.

Из книги Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»

Чтобы изгнать нечисть, больных женщин на некоторое время оставляли на колокольне: считалось, что бесы боятся церковного звона.

Поиск

Журнал Родноверие