Я вырос в Исландии, где люди живут в тесном контакте с природой и верой своего народа, которая стала частью и моего внутреннего мира. Сила природы, эльфов, троллей и других персонажей с холмов и скал – для меня столь же реальна, как и всё «обычное».

Один и Тор были для меня могучими богами и защитниками, и в то же время – моими предками, обитавшими где-то неподалёку. Исландские саги и Эдда Снорри Стурлусона – волшебные книжки моего детства.

Когда я вырос, я решил покинуть официальную церковь и войти в состав Ассоциации Асатру (Asatruarfelagid – официально признанная в Исландии религиозная организация). Для меня, как и для многих других исландцев, это было вполне нормально, никто не видел в этом ничего предосудительного. Причиной этому проста: в глубине души исландца Асы, эльфы и другие создания столь же важны, как Иисус Христос, и я должен был общаться с ними. Когда, примерно два года спустя, я приехал в Норвегию, я был шокирован. Расизм, нацизм и сатанизм были явлениями, с которыми я никогда не сталкивался раньше, в своей родной стране. Экстремисты позорили моих богов и использовали мою культуру в своих отвратительных целях. Асатру вдруг превратилось в нечто «злое».

***

В начале не было ничего, кроме пустоты Гиннунгагап, лежащей между льдами Нифльхейма на севере и пламенем Муспелльхейма на юге. Там, где жар и холод встретились, из тающего льда явился великан-разрушитель Имир. Также появилась на свет и корова Аудумла. Она питалась, облизывая лёд, и на третий день она обнаружила во льду человека. Это был Бури, ставший отцом Бора. У Бора и великанши Беслы родилось три сына: Один, Вали и Ве. Братья ненавидели разрушителя Имира столь сильно, что убили его, а из его тела создали мир. Таким сотворение мира предстаёт в северной мифологии, с которой ассоциирует себя большинство приверженцев Асатру. Первые боги, Один, Вали и Ве не выносили Имира-разрушителя так же, как многие не терпят нацизм и дистанцируются от него. Асатру сегодня, прежде всего, основано на скандинавском фольклоре и народной традиции. Здесь нечего делать политике. Но что мы знаем о языческих временах, так это то, что тогдашняя система управления была подобна современной демократии, когда народ ежегодно собирался на «Тинг» (совет). Участники тинга не были подобны ни нынешним левым, ни правым. Между тем, скандинавам была чужда покорность. Свобода значила для них всё. В Исландии такая форма управления без особых проблем сохранялась до XIII века. Если угодно, это была «демократическая анархия», независимая от какого-либо «сильного» лидера или короля (кроме краткого периода платы дани норвежским конунгам). У них не было никакого императора, подобного Муссолини или Гитлеру. В противоположность фашистской и нацистской идеологиям, основанным на подчинении диктатору, Асатру основано на личной свободе внутри демократической системы. Каждый индивид отвечает сам за себя. А его действия регулируются законом. Это – генеральная линия в идеологии Асатру. Так было в языческом обществе тысячу лет назад. Никто не был превыше закона: ни король, ни какой-либо иной вождь, который, как и любой другой человек, мог быть предан суду по требованию народа. Только под влиянием христианства власть была изъята у народа, и приняла характер централизованной диктатуры, носителями которой была церковь и христианские короли. Почему нацистов так вдохновляет языческая культура и северная мифология остаётся совершенно непостижимым. В языческой культуре и мифологии нет ничего, подобного расизму или нацистской идеологии. Нацистская идеология противоречит Асатру на всех уровнях. Индивидуализм, на котором основано Асатру, вовсе не характерен для нацистов. Нацисты подобны «овцам», зависимым от «сильнейшего» лидера. У нацистов нет чести, которая являлась (и остаётся по сей день) главным достоянием личности. Асатру – гуманная религия, каждый приверженец которой берёт на себя определённые моральные нормы, основанные на речениях Одина в Речах Высокого (Havamal из Старшей Эдды – прим. пер.). «Речи Высокого» учат нас, помимо прочих норм достойного поведения, быть разумными, справедливыми, гостеприимными и доброжелательными. Немногое из этого вы обнаружите в нацистских идеях. Неужели найдётся кто-то, кто считает, что наци справедливы, а их задачи диктуются доброй волей и гостеприимством? Совершенно очевидно, что нацисты отрицают как гордость, так и честность, что не даёт им даже возможности сравниться или иметь что-то общее с последователями Асатру.

Один – бог знания, поэзии и искусств. Нацистам нечего предложить в этих сферах. Нацизм не имеет культуры и творческих способностей. Нацисты презирают искусство. Мы убедились в этом, когда они жгли книги до и во время Второй мировой войны. Не стоит думать, что современные нацисты особо увлечены поэзией или какой-либо другой сферой культуры. И одно можно сказать с уверенностью – они не выучили уроков Havamal.

В Норвегии с 1996, в Исландии с 1973 Асатру официально признаётся как религия. Большинство участников языческих общин дистанцируются от любых видов экстремизма. Это подкреплено их уставами, поскольку подобные взгляды не совместимы с их взглядом на жизнь и верой. Исландская Ассоциация Асатру в 1994 году декларировала следующее: «Приверженцы Асатру стремятся возродить былую славу старинных обычаев и культурного наследия. Они делают это, не ущемляя другие религии (будь они старые или новые), а также наследие иных народов. Фанатизм и ненависть не имеют ничего общего с идеологией Ассоциации» — и далее: «Старые обычаи основаны на терпимости, честности, верности, уважении к Природе и всему живому. Главный принцип языческой традиции состоит в том, что каждый человек сам отвечает за себя и свои поступки». В 1996 году участники организации Asatrufellesskapet Bifrost (норвежское объединение Асатру – прим. пер.) в Норвегии поддержали эту позицию следующими словами: «Asatrufellesskapet Bifrost – объединение групп Асатру, стремящееся создать жизнеспособное сообщество тех, кто хочет почитать старых северных богов и сохранить языческие обычаи живыми. Bifrost поддерживает современное понимание дохристианских северных традиций, ремёсел и культуры в целом. Мы хотим защитить наше культурное наследие и сохранять его живым и обновляющимся по средством практики, основанной на старинных источниках информации, научном поиске и новых открытиях в истории, этике, мифологии и Силе, увиденных глазами современных язычников. Bifrost категорически отрицает неонацистские и сатанинские интерпретации северных традиций, как и любые попытки дискриминации на расовой, сексуальной или половой основе». Данную позицию разделяет также «Ассамблея Асатру Швеции» (Sveriges Asatrosamfund). Далее Верховный Годи Gladsaxe Blotsguild в Дании, автор интересный статьи о нацизме в среде Асатру, где он охарактеризовал эту идеологию как одну из самых не-нордических из когда-либо существовавших. Все северные ассоциации Асатру имеют свои сайты, которые может посетить любой, кто ещё сомневается. Йон Юлиус Филиппуссон и Ульв Тор Скаар – члены норвежской Asatrufellesskapet Bifrost. Йон Юлиус Филиппуссон также старый член Ассоциации Асатру Исландии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие