В V веке нашей эры завершились основные демографические процессы, сформировавшие генетическую структуру населения, проживавшего на территории современной Польши в X-XII веках нашей эры. Никакой дополнительной миграции после V века нашей эры не потребовалось для формирования генетической структуры жителей династии Пястов — согласно исследованиям ученых под руководством проф. Марек Фиглерович.


Визуализация генома и фрагмент картины Яна Матейко «Введение христианства»

На прошлой неделе журнал «Геномная биология» опубликовал работу «Генетическая история Восточной и Центральной Европы в первом тысячелетии нашей эры», которая является, как утверждают исследователи, «поворотным моментом в более чем 200-летней горячей дискуссии, вращающейся вокруг самых фундаментальных вопросов». связанные с происхождением западных славян, в том числе общества династии Пястов.

Авторы этой новаторской статьи для понимания истории Центральной и Восточной Европы — биологи, археологи и историки, которые образуют междисциплинарную исследовательскую группу под руководством проф. Марек Фиглерович в рамках проекта « Династия и общество государства Пястов в свете комплексных исторических, антропологических и геномных исследований ». К исследованию были привлечены ученые Института биоорганической химии Польской академии наук в Познани, а также факультетов биологии и истории Университета Адама Мицкевича.

Во время пресс-конференции в понедельник проф. Марек Фиглерович напомнил, что когда речь идет о появлении и присутствии славян в нашей части Европы, существуют две крайние гипотезы.

«В течение 200 лет шли очень горячие споры о том, является ли достоверной теория автохтонной или аллохтонной гипотезой. Автохтонная гипотеза предполагает, что славяне всегда жили здесь, тогда как аллохтонная гипотеза предполагает, что когда-то здесь жили немцы, после период великих переселений людей, они покинули наши области, и на это место пришли славяне»,

- сказал он.

Публикация команды в журнале «Геномная биология» показала, «что обе эти гипотезы ложны », заключил учёный. — «Потому что неправда, что здесь жили славяне, здесь просто жили люди, очень похожие вообще на всех других соседей, живущих на южном берегу Балтийского моря, т.е. на территории современной Польши жили люди, похожие на людей из северной Германии, "они были подобны тем, кто жил в Дании в то время, т. е. 2000 лет тому назад, они были подобны Литве, Латвии — то есть тем людям также тех времен".

Он назвал новые результаты « прорывом в исследованиях ».

Профессор отметил, что исследования показали, что "на территории современной Польши более или менее в первые века, вероятно, происходила небольшая миграция с севера, которая принесла на наши земли еще больше северной составляющей". Он добавил, что пришельцы бродили по Польше примерно от окрестностей Гданьска, вдоль Вислы, а затем Буга до юго-восточной границы нынешней Польши, где находится Масломенч, смешиваясь с местным населением. « Когда мы изучаем население, создавшее группу Масломенча, то есть эту группу мигрантов с севера, смешавшихся с местным населением, оказывается, что это более или менее то же население, что и то, которое создало Пястовское государство», он описал.

Он указывал, что «хотя мы могли изучать иммигрантов с севера – поскольку они (...) не проводили кремацию, а только хоронили своих умерших – для местного населения кремация все еще была основным погребальным обрядом, поэтому это было невозможно». найти некоторые данные, которые бы описали это местное население.

«И что нам удалось сделать, так это наблюдать за мигрантами, которые проходили через Польшу и смешивались с местным населением. И эти примеси показали нам, кем было местное население. Оказывается, это население в целом было похоже на то, что проживало по всему южному побережью Балтийского моря. И эта смесь давала все необходимое для создания общества государства Пястов. Это показывает, что все творения, которые придумали люди — готы, славяне и т. д., являются всего лишь концепциями и имеют мало общего с генетикой и биологической историей этих людей»,

- отметил он.

В ходе конференции в понедельник было подчеркнуто, что падение Западной Римской империи под давлением варварских племен привело к созданию совершенно новых политических и этнических структур в Европе.

«Хотя исторические события и процессы, лежащие в основе перехода от античности к христианству на территориях Империи, относительно хорошо известны, мы еще мало знаем об изменениях, которые происходили параллельно в областях, не принадлежащих вновь созданной христианской общине. Одним из таких событий, вызывающим до сих пор много споров, является появление славян в Центральной Европе. Для его объяснения много лет назад были сформулированы две противоположные гипотезы. Первая, аллохтонная гипотеза, утверждает, что славяне пришли в этот регион Европа не ранее VI века нашей эры, тогда как вторая, Автохтонная гипотеза предполагает, что славяне населяли территорию между Одером и Вислой задолго до периода переселения народов, традиционно датируемого 375 годом нашей эры (вторжением в Европу гуннов) и 568 г. (завоевание Италии лангобардами)»

— подчеркивалось.

Как также указывалось, собранные к настоящему времени данные показывают, что в конце периода позднего неолита, 3700-1800 гг. до н.э., генетические структуры популяций, населяющих Центральную Европу, стабилизировались и оставались в основном неизменными до конца бронзового века, 1800-700 гг. до н.э.. В этот период три основных компонента генетики сформировали геномы жителей Центральной Европы. Первый компонент был связан с мезолитическим западным охотником-собирателем, прибывшим в Европу около 14 000 лет назад. Второй — с неолитическими анатолийскими земледельцами, мигрировавшими в Европу 7-8 тысяч лет назад. много лет назад. Третий с пастухами Каспийского и Черного морей, расселявшимися по Европе 4-5 тысяч лет назад. много лет назад.

Как пояснил в ходе конференции проф. Марек Фиглерович, «вопросы, связанные с последующим развитием генетической истории Центральной и Восточной Европы, долгие годы оставались открытыми, главным образом из-за отсутствия соответствующего материала для археогеномных исследований. Кремация умерших была обычным погребальным обрядом в этом регионе. от бронзового века до средневековья».

«Для решения этой проблемы, — указал профессор, — мы использовали тот факт, что в первые века нашей эры на территориях современной Польши ингумация (захоронение трупов) стала доминирующей погребальной практикой среди людей, связанных с вельбарской культурой. Такое население существовало. в бассейне Вислы между I и V веками нашей эры. Большинство теорий связывают его происхождение с миграцией северных народов, обычно называемых готами.»

Он добавил, что археологические исследования на сегодняшний день показывают, что до V века нашей эры иммигранты с севера жили рядом с местным населением, практиковавшим кремацию и связанным с более ранней пшеворской культурой. Завершающий этап сосуществования вельбарской и пшеворской культур на территории нынешней Польши произошел в период переселения народов. После его окончания материальные культуры на территории стали более однородными, и археологи обычно отождествляют их со славянами, которые продолжали практиковать кремацию умерших до крещения первой польской правящей династии (в 966 г. н. э.).

Принимая во внимание эти факты, познаньские ученые решили сосредоточить свои разнонаправленные археогеномические исследования на двух популяциях, в прошлом населявших территорию современной Польши. Первое население состояло из представителей вильбаркской культуры. Вторым населением были представители династии Пястов.

Исследование охватило 474 человека, похороненных на 27 кладбищах. Полногеномные данные были получены для 197 из них.

«Проведенный анализ показал, что население, связанное с культурой Вильбарк, состояло в основном из мужчин, мигрирующих с севера, и местных женщин. Более того, мы обнаружили, что геномы людей, представляющих собой смесь пришельцев с севера и местного населения, содержат практически все генетические компоненты, присутствующие в геномах населения, создавшего общество династии Пястов. Это значит, что уже в V веке нашей эры завершились основные демографические процессы, формировавшие генетическую структуру населения, населявшего территорию современной Польши в X-XII веках нашей эры.Иными словами, результаты наших исследований свидетельствуют о том, что в формировании генетической структуры жителей государства Пястов не было необходимости.дополнительная миграция происходила после V века нашей эры.Поэтому представленные результаты согласуются с гипотезой, предполагающей генетическое продолжение в первом тысячелетии нашей эры в районе Центральной и Восточной Европы», — подчеркнули ученые Института биоорганической химии Польской академии наук в Познани.

Поиск

Журнал Родноверие