На протяжении последних ста лет Россия была главным противником Запада. Сначала как Советский Союз — до своего распада в 1991 году — она боролась с западным капитализмом по всему миру, используя идеологию коммунизма. Сейчас его привлекает национализм и поддержка движений, которые хотят ослабить и развалить Европейский союз.


Нижний Новгород, Россия, Pixabay

Некоторые утверждают, что Владимир Путин использует национализм и Русскую православную церковь в политических целях. На самом деле русская традиция очень сложна. Хотя церковь служит удобным институтом, вокруг которого можно сплотиться, среди многих славян существует сильное желание воссоединиться с древней славянской религией. Кроме того, практикующуюся религию нелегко отделить от древнего уклада.

Христианизация славян была медленным процессом, которому долго сопротивлялись, и в конце концов христианство превратилось во многом в поверхностную надстройку, которая, по словам церковнославянского словаря, является "двойной верой" (по-русски — двоеверие). Двоеверие также используется для характеристики возрождения славянской родной веры (Родноверия) и ведизма.

Славянские правители регулярно клялись своим богом Перуном (скт. Парджанья). Обращение киевского правителя Владимира, которое знаменует собой важнейший сдвиг в истории славян, произошло в 988 году, а "Начальная летопись", составленная около 1111 года, сообщает, что после своего крещения Владимир приказал привязать идола Перуна к конскому хвосту и стащить с холма. Он назначил двенадцать человек, которые должны были бить идола палками. Пока его тащили по ручью к Днепру, неверующие плакали над ним". Исторически народное сопротивление христианству возглавляли священники, и оно сохранялось на протяжении веков, когда славяне регулярно возвращались к своей первоначальной религии (relapsi sunt denuo ad paganismus).

Германцы использовали как насилие, так и десятину, чтобы склонить славян к обращению.

В VIII веке, когда миссионер Бонифаций спросил папу Захария о крепостных славянах, работающих на церковных землях, он получил ответ, что

"если они будут платить дань, то будут думать, что земля принадлежит им. Но если их заставить платить десятину, они будут знать, кто является хозяином земли"

Американский историк Джеймс Вестфолл Томпсон в 1916 году писал об обращении балтийских славян немецкой церковью.

Он считал, что обращение немцев со славянами имело параллель с тем, как в Испанской Америке обращались с Перу:

"Разорение более слабого народа алчным классом священников, подкрепленное мечом могущественного правительства"

Томпсон добавил:

"[Славяне] приняли христианство так же, как они приняли немецкое господство, поверхностно и угрюмо"

Было много восстаний славян против тирании немцев. Но хотя церковь в конце концов победила, вера в том виде, в каком она исповедовалась, оставалась глубоко мистической и сильно отличалась от церковных догм. Федор Достовейский писал о религии печали и страданий России как об основополагающей для русского духа.

Историк Джордж Ричардс писал в 1918 году:

"Религия России шире и глубже, чем вероучение, политес, культ и заповеди Русской церкви. Жизнь духа не поддается определению... Она состоит не из храмов и таинств, священников и монахов, догм и канонов, а из настроений и побуждений... и идеалов — все это проистекает из глубины души"

Он добавил:

"Ее литература, искусство, музыка, философия, религия, театр и танцы — это нечто исконно русское. Ее доминирующий дух не является продуктом византийского христианства. Он коренится в славянской природе,... и в восточном мистицизме. Далекое прошлое с его страстями, мечтами, страхами и надеждами пульсирует в живом настоящем"

Ученые признают, что основные божества, перечисленные в Киевской летописи, — это ведические божества с некоторой эволюцией в значении, которая в какой-то степени параллельна изменениям, произошедшим в Индии. Лингвист Роман Якобсон перечислил множество ключевых славянских терминов и соответствующих им санскритских и иранских; они правильно считаются ведическими, поскольку нет никаких доказательств того, что славяне когда-либо принимали зороастрийскую религию.

Славянский и ведический

Я уже писал об основных параллелях между славянской и ведической традициями. Вот дополнительная информация. Как и в Индии, божество у славян — это Небо (скт. नभ nabha, небо; кашмирское nab, небо), а div — это точка света, которая может использоваться по-разному. Общее название Бога — бог (Skt bhag भग или भगवान्). Важными славянскими религиозными понятиями являются вера, вера (skt. parā, परा, выход за пределы, что означает веру), святой и святыня, свет (skt. śveta श्वेत् — светлый), мир и согласие, mir (Skt. maitri मैत्रि) и рай, rai (Skt. rayi).

Некоторые термины в славянском языке ближе к иранским формам санскритских слов, но этого и следовало ожидать, поскольку иранцы были непосредственными соседями славян. Наиболее ярко это видно на примере славянского божества Симаргла, которое явно близко в языковом отношении к иранскому крылатому чудовищу Симоргу (Skt. Śyena-mṛga, श्येन मृग, птица-сокол). Но у славян она используется в качестве божества, как и в великом ведическом огненном алтаре Агникаяны, где она символизирует время.

Помимо использования ведических терминов для обозначения целого ряда философских и религиозных понятий, славянская концепция божественности как безличной идентична ведической. Славянская религия должна рассматриваться как описание внутреннего пространства разума, что соответствует ее концепции как мистической традиции, основанной на созерцании.

Единая реальность в ведической религии имеет тройное выражение в различных наборах полярностей вместе с процессом между ними, как в примерах света, активности и тьмы, а также Бога, Богини и атрибутов.

Общими славянскими полярностями являются:

Род-Розаница, как у скт. Рудра-Рудрāṇī रुद्र-रुद्राणी (Род, сам по себе, может быть также Ṛта, Закон).

Суд-Суденика, как и ст. сиддха, सिद्ध् (кашмирское sĕd, от Śiva)

Белобог-Чернобог (белый бог-черный бог, скит. бхадра-бхага и херун-бхага, भद्र-भग छेरुन-भग, благоприятные и неблагоприятные боги (кашмирский херун छेरुन् означает скит. मलिनित)

Жибог-Жива (Skt. Śivabhaga-Śivā, शिवभग, शिवा)

Хорс Дажбог и Джутробог. Это шк. Свар (स्वर् Солнце или Свет), Дакṣабхаг दक्षभग для Солнца и Кандрабхаг चन्द्रभग для Луны.

Тройственность реальности представляет Триглав, Трибог (Skt. tribhaga, त्रिभग). Трехголовое божество, охватывающее три деления вселенной на небо, движение и землю, или прошлое, настоящее и будущее, и так далее. Триглав интерпретируется как эквивалент скт. Тримурти.

Сварог (скт. svarga स्वर्ग) представляет собой небо, куда попадают герои.

Огнебог (скт. Агнибхага, अग्निभग, бог огня) приравнивается к Симарглу, поскольку огненный ритуал проходил на алтаре Сокола.

Световид

Световид (Skt. Śvetavid, श्वेतविद्, Владыка Света) — четырехголовое высшее божество, каждое из которых представляет одно из направлений пространства. Чтобы понять смысл этого имени, вспомните, что Шива также называется Пракаса (свет). Прозвище Световида — Бели (или Бяли) Вид (Бели = белый, яркий, сияющий), что довольно точно, хотя слово "свет" обычно переводят как "священный".

Белая голова Световида на севере — Сварог, красная на западе — Перун (पर्जन्य), черная на юге — Лада (земная богиня, ассоциирующаяся с красотой и плодородием, что может быть от Skt. Laḍaha लडह, что означает прекрасная, более компактно пишется как Laḍa; Lāḍo на хинди используется для обозначения того, кого нужно любить), а зелёная голова на восток — Мокошь (богиня вод как Skt. Mokṣa, которая также рассматривается как форма Аредви Суры Анахиты, или Śurā Sarasvatī); две мужские и две женские.

Список славянских божеств представляет собой лишь некоторые символы ведической системы, которая, по утверждению традиции, является "наукой о сознании". В ней внешний мир отражается во внутреннем пространстве разума и возможно "истинное знание".

Учитывая богатство этой традиции и ее новую актуальность в век машин, когда люди, отчужденные от Духа, как никогда хотят познать тайну, она будет становиться все более привлекательной для новых искателей, что приведет к новым линиям разлома на славянских землях.

Большевистская революция 1917 года была восстанием, подобным тем, что происходили ранее против немцев; точно так же сброс ига коммунизма в 1991 году выражал тоску по мифическому прошлому. Славяне еще не примирились с этим прошлым, и поэтому можно ожидать, что их недовольство сохранится еще долгое время.

Поиск

Журнал Родноверие