Возрождение неоязычниками древних религиозных верований украинцев совпадает с творением новой религиозности с ярко выраженной тенденцией к интеллектуализации или же мистификации и самосакрализации...

Возникновение и распространение разнообразных неоязыческих религиозных движений, деятельность которых направлена на возрождение или реконструкцию автохтонных, дохристианских религиозных верований, можно назвать одной из общемировых тенденций современности. На территории США и Западной Европы неоязыческие движения изначально были представлены преимущественно под общим названием Викка (англ. Wicca), или как ее еще называют «религия ведьм, ведьмачество» (англ. Witchcraft). Викка-это неоязыческая религия западного происхождения, основанная на почитании природы. Она получила распространение после 1954 года, благодаря трудам ее основателя Д. Гарднера[1]. Правда на территории Западной Европы, кроме вышеназванной викканской традиции, начиная с 90-х годов ХХ века заметной является тенденция к созданию отдельных самобытных религиозных проявлений этнической направленности. Так, можем наблюдать процесс создания неоязыческих религиозных направлений в Исландии, Норвегии и Швеции (так называемый «одинизм»), в Великобритании и Франции («друидизм»), в Греции («эллинизм»). Собственные религиозные общины этнической направленности создают также неоязычники в Италии, Латвии, Литве и др. Следовательно, несмотря на то, что викканская традиция как проявление сверхэтнического, синкретического, оккультного религиозного направления продолжает занимать доминирующие позиции среди неоязыческих движений США и Западной Европы, все же прослеживается определенная дифференциация неоязыческих движений на основе этнического фактора или принципа поиска собственной этнической самоидентификации.

Если, под неоязычеством в мировом контексте понимают разнообразные религиозные направления, ориентированные на возрождение дохристианских верований, где фактор этнонациональной самоидентификации может как учитываться, так и может быть не принципиальным, то в Украине практически все религиозные организации, деятельность которых направлена возрождением или реконструкцией дохристианских верований идентифицируют себя на основе этнонациональных признаков. Именно поэтому означенный религиозный феномен на территории Украины называется «украинского родноверия».

На территории Украины возрождение и активизация неоязыческих движений имеет свою специфику. Как правило, понятие "украинское неоязычество" подавляющим большинством исследователей отождествляется с понятием «родноверие», что с точки зрения современных реалий и тех трансформаций, которые произошли в последнее время в религиозных организациях, которые номинируются данными терминами, является не совсем корректным. При этом синонимизация означенных понятий присуща не только для популяризированных источников информации, в частности таких как Википедия В сети Интернет или учебные пособия по религиоведению для студентов неспециализированного образовательного профиля, но и в некоторых диссертационных работах. Так, А. Гуцуляк[2] в процессе исследования мировоззренческих аспектов феномена неоязычества, отождествляет понятия «украинское неоязычество "и» родноверие", причисляя к неоязычеству монотеистические конфессии, в частности такие как Рунвира и Собор родной украинской веры.

Соответственно, существует также ложное отождествление наиболее распространенной родноверской религиозной конфессии такой как» Рунвира " вообще со всем феноменом родноверия. Именно поэтому украинский религиовед А. Колодный разграничивает эти понятия, утверждая, что: "как вероисповедание, Рунвира не тождественна родной вере. Если родноверы стремятся возродить истоковые языческие формы древней религиозности украинцев, то рунвиры принимают реформированную л. Силенко на принципах стандартов монотеистических мировых религий древнеукраинскую веру. Если родноверие является естественной религией, то рунверство является уже искусственным религиозным творением. Оно не имеет такой глубокой традиции в истории украинства как родноверие " [3].

Как видим, феномены украинского неоязычества и родноверия требуют надлежащего теоретического осмысления, систематизации и классификации. Начнем с детерминации изучаемых религиозных феноменов.

Согласно толкованию энциклопедического словаря русских религиоведов под термином "неоязычество" следует понимать обобщенное название новых религиозных движений и культов, которые основываются на возрождении древних верований, обычаев и обрядов, представлений о богах-покровителях и мифологической формы мировоззрения. Неоязыческие движения противопоставляют себя монотеистическим религиям и претендуют на осмысление и решение современных проблем личности и общества. В отличие от язычества, которое формировалось стихийно в результате „столкновения” представителей родоплеменных культов с природой современное неоязычество проявляет сознательное культивирование традиционного языческого вероповчального и культового комплекса, дополненного теософскими, антропософскими и другими наработками нетрадиционных религий[4].

По мнению исследователя В. Шнирельмана

"под неоязычеством следует понимать общенациональную религию, искусственно создаваемую городской интеллигенцией из древних локальных верований и обрядов с целью возрождения национальной духовности " [5]

Учитывая справедливость вышеозначенных интерпретаций термина "неоязычество«, необходимо отметить, что понятие» украинское неоязычество «в украинском контексте имеет свою специфику, и является составной частью феномена»украинского родноверия". Иначе говоря, все украинские неоязычники являются родноверами, но не все родноверы являются украинскими неоязычниками. Это связано в первую очередь с тем, что не все родноверы идентифицируют себя с названием «язычество», некоторые общины родноверов прямо избегают отождествления себя с этим понятием. В то же время, отличительной чертой в среде отдельных групп украинских неоязычников является то, что составляющая этнонациональной самоидентификации не всегда принципиально важна. Во всяком случае принцип этнической чистоты не является перманентным и может тяготеть к абстрактным идеям вроде «арийства, или всеславянскости». Так, представители отдельных общин украинских неоязычинков во время проведения «славлений» (собственных религиозных обрядов) могут идентифицировать себя не как «украинцы», а как «русины, русичи» или же пропагандировать идеи абстрактной славянскости, где фактически размываются границы этнического различия между верованиями украинцев, белорусов, русских и тому подобное.

Таким образом, украинское неоязычество – это современное религиозное движение, объединенное ведущей идеей возрождения в условиях современности аутентичных религиозных верований, которые исповедовали жители территории Украины в дохристианские времена.

Что же касается понятия украинское родноверие, то его можно охарактеризовать как религиозное движение, ориентированное на возрождение, реконструкцию или создание этнонационального мировоззрения, мировосприятия и религиозных верований. При этом верования и обряды украинских родноверов могут как уподобляться первобытным, аутентичным верованиям, так и значительно отличаться от них. Отметим, что определенную специфику имеют особенности религиозности современных украинских родноверов, среди которых можно выделить следующие:

1) интеллектуализация личности украинского родновера и обращение к вере путем усвоения определенного рода знаний;

2) доминирование патриотических мотивов и создание общин по исключительному этническому признаку;

3) заинтересованность историей собственного народа и заметная идеализация прошлого, в частности, дохристианских времен.

По поводу организационного оформления родноверского движения Украины, Отметим, что среди зарегистрированных в Государственном комитете по делам национальностей и религий на январь 2011 года фигурируют 13 религиозных организаций родноверского направления: религиозный центр ОСИДА Рунвиры, религиозный центр силенкиян, Собор родной украинской веры, независимые общины родной веры, религиозный центр объединений родной веры Украины, древнеславянская Церковь, Внуки Даждьбожи,» родовой очаг родной православной веры«, Славянское духовное течение» Великий Огонь«,» русский православный круг«, община язычников» северяне«, община» Руси«, община»Троица".

Заранее отметим, что не все из числа вышеперечисленных родноверских организаций являются реально функционирующими на данный момент. К тому же, на территории Украины присутствует также родноверие российского происхождения, локализованное преимущественно на юге и востоке Украины[6]. Однако мы не ставим своей целью останавливаться на описательности вероучения и обрядовой практики современных украинских родноверских организаций. Об этом можно ознакомиться с текстов коллективной монографии «новые религии Украины», соответствующих номеров журнала «религиозная панорама» или же интернет-страниц указанных родноверских конфессий. Первоочередной для нас встает задача систематизации достаточно пестрого родноверческого движения по соответствующим критериям, что позволит увидеть общую картину религиозных исканий украинцев в контексте современных реалий. Следовательно, типологизируя феномен современного украинского родноверия в широком понимании, можно выделить пять его разновидностей или групп, положив в основу классификации систему представлений о сверхъестественном:

1) украинские родноверы-монотеисты, в основе системы представлений о сверхъестественном которых положен национально адаптированный вариант монотеизма на основе модернизации отдельных этнических элементов украинского язычества;

2) украинские родноверы-неоязычники, в вероучении которых применительно к сфере сверхъестественного фигурируют пантеистические и политеистические представления, которые интегрируются в развитый генотеизм;

3) современные "язычники-атеисты", считающие себя свободными от верования в реальность сверхъестественного мира, однако почитают древних богов лишь как символы прошлого, отмечая праздники, обычаи и обряды в знак уважения к своим предкам;

4) вероятные (возможные) родноверы, или так называемые «симпатики» родноверия, в которых отсутствует четкая система представлений о сверхъестественном в родноверской интерпретации. Они, преимущественно являются внеконфессиональными, то есть не идентифицируют свою принадлежность ни к одной из действующих родноверских организаций, однако их можно часто встретить во время проведения родноверских больших праздников и совершения обрядов;

5) сторонники родноверия по своим мировоззренческим предпочтениям, которые разделяют отдельные родноверческие взгляды, а то и даже создают собственные вариации родноверия, подчеркивают необходимость создания собственной религиозной системы взглядов на мир сверхъестественного, которые так и не вышли на уровень формирования собственной конфессии и не принимают какого-то активного участия в религиозных обрядах других родноверческих течений.

К первой группе в организационном отношении следует отнести, в первую очередь, религиозные общины Рунвиры (родной украинской национальной Веры), первоначально созданной л. Силенко с духовным центром в Орияне – святыне матери Украины в г. Спринг Глене (США). Как отмечает украинский религиовед А. Колодный, Рунвира по своей сути является новой, искусственной религией. В плане богопонимания она представляет собой монотеизм, где единственным божеством выступает Даждьбог[7]. Также родноверский монотеизм представляет религиозная организация Собор родной украинской веры, духовный центр которой, возглавляемый председателем Духовного правления конфессии Орием (Олегом) Безверхим находится в г. Винница[8].

Как отмечает украинский религиовед-родновер Т. Беднарчик:

"Боги в понимании членов Собора-это могущественные духовные личности, которые рождены из тела Даждьбожего" [9]

К тому же, лидер этой родноверской конфессии в своем интервью показал, что единственным божеством в общине считается Даждьбог. Все остальные известные древнеукраинские божества тоже почитаются Собором в отдельных обрядовых действиях, выступая при этом в роли Его посланников.

Ко второй группе, то есть к украинским родноверам-неоязычникам, можем отнести следующие конфессиональные образования:

  • - общины украинских язычников "Православие" и религиозный центр объединения религиозных общин родноверов Украины (далее ОРУ) начали с Волхвиней Зореславой (в миру г. Лозко);
  • - община "Троица" в г. Киеве, которую возглавляет Е. Добжанский;
  • - Родовой очаг родной православной веры (далее РО РПВ) или Видическое Православие, официально зарегистрированное с центром в г. Киеве начоли с Верховным Волхвом В. Кировским;
  • - община "Руси" начоли с Видий Арсенией( в миру-О. Туз), которые отделились от РО РПВ;
  • - "Русский православный круг" (далее РПК), возглавляемый Мировитом Пашником (в миру – Виктором), который также возник путем отделения от РО РПВ;
  • - Независимые общины родной веры.

К третьей группе следует отнести представителей Неоязычнического Славянского духовного течения "Великий Огонь", возникшего в г. Житомире начали с Князем Огином (в миру – Г. Боценюком), представители которой выдвинули весьма оригинальную идею языческого атеизма. Однако последняя декларирует идеи абстрактной славянскости, что дает основания считать данную конфессию не причастной к возрождению собственно украинского феномена неоязычества.

К четвертой группе, то есть вероятных родноверов или «симпатиков родноверия», относятся люди из секуляризованного пространства, так называемые «современные богоискатели» − последователи определенных современных учений духовной или мистически-психологической направленности. Так, во время религиозных обрядов родноверов можно встретить сторонников йоги, читателей эзотерической литературы разных направлений, участников неформальных группировок (скин-хедов, готов, даже бывших сатанистов), анастасиевцев или, как часто они себя еще называют-читателей книг В. Мегре, синельниковцев-посетителей семинаров врача гомеопата и психотерапевта В. Синельникова.

К пятой группе, кроме читателей литературы родноверской направленности, мы относим также некоторые направления родноверия, которые возникли в Украине, однако не получили своего организационного оформления в рамках конфессии. К ним следует отнести ладоверство, созданное на основе идей О. Шокала и ягноверие, возникновение которого инициировано В. Рубаном. Они так и не вышли за пределы мировоззренческих студий по поводу родноверской тематики, представляя себя, скорее всего, как дискуссионные клубы, чем религиозные организации.

Следует отметить, что и собственное "украинское неоязычество" являясь составной частью феномена украинского родноверия является неоднородным феноменом. Мы считаем целесообразным выделять 2 основных направления Украинского неоязычинства:

1. украинские язычники (ОРУ, РПК, общины "Троица», "Русы");

2. ведисты (РО РПВ или Ведическое православие).

В основу данной классификации положен принцип самоидентификации украинских неоязычников. Так, украинские язычники, кроме самоназвания "родноверие» и «родноверы», часто называют себя как "украинские язычники", интерпретируя термин в положительном русле, как проявление естественного мировоззрения и этнической религии украинцев[10]. Они ставят знак равенства между терминами "язычество» и «народная» или "национальная" религия. Впервые такое толкование было предложено российским исследователем Е. Аничковым. Волхвиня Зореслава (в миру-Г. Лозко) также исходит из позиций отрицания отрицательного оттенка содержания означенного названия[11]. В то же время, ведисты категорически отказываются идентифицировать себя с язычеством. Так, волхв Родового очага родной православной веры Святогор Магур отметил, что он «не язычник, а православный русин-родновер». В то же время, последние часто подчеркивают наличие прямой связи украинского родноверия с древнеиндуистской ведической традицией, идентифицируя себя как „ведические родноверы”.

Стоит отметить, что среди выделенных групп украинского неоязычества кроме вышеприведенного классификационного принципа распределения существуют существенные различия в представлениях о мире сверхъестественного, особенностях взаимодействия с ним и подходах к воспроизведению религиозной обрядности. Так, украинские язычники вполне справедливо утверждают, что древняя прародительская Вера украинского народа в своей целостности утрачена и поэтому нуждается в реконструкции на основе интеллектуально-научных исследований летописных свидетельств, анализа этнографического материала, украиноведческих студий, осуществления процесса так называемой «расхристианизации» народных обычаев и обрядов. Определенной интеллектуализацией отмечается также и подход к осмыслению сферы сверхъестественного. Так, волхвыня Зореслава подчеркивает необходимость перехода к естественному и этническому мировоззрению. При этом исследовательница предлагает свою классификацию по поводу искусственности и естественности религий, приводит соответствующие критерии. Кроме того, она осуществляет попытку критики общепринятой в украинской религиоведческой науке категорий «естественного» и «сверхъестественного», отрицая вообще наличие последнего. Сверхъестественное истолковывается как внутренняя характеристика природного[12]. По нашему мнению, такими критическими замечаниями волхвиня-исследовательница постулирует свою верующую позицию мировоззренческого пантеизма, когда божественное растворяется в естественном, приобретая таким образом имманетные свойства природного.

Ведисты же наоборот претендуют на собственную аутентичность, изначальность, обычность собственной веры, наличие непрерывной наследственной передачи духовной традиции от учителя к ученику. Представители данного направления утверждают способность прямого контактирования со сферой сверхъестественного мира, которая якобы появляется после посвящения и присуща в имеющихся духовным проводникам конфессии тайных мистических знаний. В религиозной деятельности, кроме празднования календарных обрядов и воскресных славлений, широко используют разного рода психотехники, исцеление немедикаментозными средствами (посредством наложения рук), медитативные состояния ("священные состояния": наблюдение, ладирование и явление; используются с целью вхождения в измененные состояния сознания, осуществляя таким образом сосредоточение на собственных мистических ощущениях). Практикуют также "древнерусское" боевое искусство "Триглав", отдельные элементы которого наделяются тоже сакральным значением, как способ совершенствования человеческого духа.

Стоит отметить, что как в украинском родноверском движении в целом, так и в украинском неоязычестве в частности, отсутствует какое-либо организационное единство и взаимопомощь между различными течениями. Наблюдается центробежные тенденции, доделывание родноверского движения, возникновение новых направлений, толкований и перехода верующих из одной родноверской конфессии в другую. Более того, мы имеем основания утверждать, что конфессиональные трансформации в украинском неоязычестве, которые произошли в последнее время, свидетельствуют о кардинальном различии векторов его дальнейшего развития. В частности, отделенная от РО РПВ община «Руси» начали с Видий Арсенией (бывшей Гай Арсенией, а в миру – О. Туз), по особенностям понимания сверхъестественного и проведению религиозных обрядов сейчас все больше приближается к течениям украинских язычников. Неопределенной окончательно является ситуация с новосозданной конфессией "русский православный круг", начали с Мировитом Пашником, который был в свое время участником ОСИД Рунвиры, затем вместе с А. Безверхим создал Собор родной украинской веры в г. Винница, после чего перешел в Ведическое Православие, в конце концов решил создать собственную родноверскую конфессию в г. Запорожье. Вскоре он переезжает в с. Чапаевку вблизи г. Киева, где продолжает развитие вновь созданной родноверской конфессии.

Существенные трансформации произошли в составе РО ВПВ, возглавляемого В. Куровским, который исключил из конфессии ряд волхвов, отмежевывается от открытого общения с другими украинскими родноверскими организациями и путем создания тренинговых учебных семинаров системы "Родосвит" сблизился с психотерапевтом В. Синельниковым, который сейчас перешел в родноверие по русскому образцу, якобы получив древнее знание от старца из рода Берендеев-хранителей древнерусской религии. Сейчас В. Синельников создал в г. Симферополе " Школу здоровья и радости», где осуществляется обучение авторских методик, ведического мировоззрения и распространения родноверских идей (преимущественно русских). При заведении сформирована школа для детей «Аз Буки Веди», целью которой является воспитание младшего поколения согласно ведическим родноверским традициям. Об ощутимом сближении синельниковцев с родноверской конфессией «родовой очаг родной православной веры» свидетельствуют факты совместного проведения ежегодных Международных «фестивалей славяно-арийской культуры», во время проведения которых неоязычники-ведисты читают свои лекции и проводят семинары-тренинги обучение якобы давно забытым славянскими народами лечебным и магическим практикам. Как видим, яркий пример отхода от функционирования как религиозной организации к бизнес-структурам, которая спекулирует на применении псевдорелигиозных и оккультных практик.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что процесс формирования неоязыческого движения в Украине не приобрел должной кристаллизации, то есть своей как вироповчальной, так и организационной завершенности. Следовательно, украинское родноверие представляет себя не как традиционный, а скорее как искусственно создаваемый неорелигиозный феномен.

С целью подтверждения вышесказанного рассмотрим общую схему обращения среднестатистического украинца в родноверие. Этот процесс, который можно назвать "стремлением к подлинности", начинается с пересмотра и трансформации мировоззренческих убеждений и этнического самосознания индивида. Он заключается в поиске этнической, родной веры предков путем сравнения или противопоставления другим религиозным традициям иноэтнического, чужеземного происхождения. Следующим этапом является изучение определенных информационных источников (литературы, периодики) по соответствующей тематике, которая способствует формированию религиозно-мировоззренческих ориентиров, а также налаживание общения с представителями разнообразных неоязыческих движений. Последним этапом является сознательное вхождение лица в неоязыческое религиозное направление, принятие посвящения и его участие в проведении культово-обрядовой деятельности. Если сравнить вышеописанную схему с процессом вхождения в религиозное пространство в Древнем или современном традиционном обществах, где человек рождается в сложившейся, наработанной веками религиозной традиции, то можно наблюдать обратно пропорциональный процесс («с точностью до наоборот»). Следовательно, на современном этапе обращения среднестатического украинца в родноверие напоминает, скорее всего, процесс вхождения неофита в новое нетрадиционное религиозное сообщество.

Также следует отметить, что при объективно-критическом изучении феномена украинского неоязычества, мы имеем право констатировать определенную искусственность процесса возрождения автохтонной древнеукраинской религиозности. Это в свою очередь, обусловлено рядом факторов, к которым можно отнести следующие:

1) длительный во времени разрыв с коренной дохристианской религиозной традицией;

2) отсутствие оптимального количества достоверных знаний о дохристианских религиозных верованиях;

3) рекрутирование подавляющего большинства современных неоязычников не из семей традиционных язычников, а из числа «богоискателей».

Таким образом, процесс возрождения неоязычниками древних религиозных верований украинцев совпадает с творением новой религиозности с ярко выраженной тенденцией к интеллектуализации или же мистификации и самосакрализации. Происходит процесс созидания неоязыческого миропонимания и миропонимания не на основе реактоулизации глубинных форм древней языческой веры, а путем своеобразного реконструирования народных верований и обрядов с добавлением новых, порой произвольным образом, сотворенных религиозных элементов и смыслов. Особенность этого процесса заключается в том, что новое язычество начало свой путь возрождения и формирования не на сельских просторах, где оно имеет корни своего функционирования в присущих ему обрядовых формах в прошлом, возросшего на характере хозяина и образе жизни язычника-земледельца, в среде интеллектуальных преимущественно городских сообществ. Следовательно, имеем право констатировать, что имеющиеся ныне в Украине родноверческие и неоязыческие течения выступают как результат религиоведения отдельных основателей соответствующих конфессиональных образований.

[1] Каннингэм С. Вика для начинающих: Мистические таинства Старой Европы и «Книга теней». / Скотт Каннингем; Пер. с англ. К.Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С. 12.

[2] Гуцуляк О. Б. неоязычество как мировоззренческое явление (историко-философский анализ): автореф. дис... канд. филос. наук: 09.00.05 / О. Б. Гуцуляк. — Львов, 2005 – — 27С.

[3] Колодный А. родная украинская национальная Вера (Рунвира) // история религии в Украине. Т. 8: новые религии Украины. – Киев, 2010. — С. 310.

[4] Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 2006. – 1256 с. С. 692 – 693.

[5] Шнирельман В. неоязычество на просторах Европы / В. Шнирельман / / человек и мир. — 1999, ноябрь-декабрь. — С. 10.

[6] см.история религии в Украине. Т. 8: новые религии Украины. — Киев, 2010. – С. 329 – 345.

[7] Колодный А. М. Рунвира (Родная Украинская Национальная Вера) / Анатолий Колодный. — К.: мир знаний, 2002. с. 28 – 31.

[8] Безверхий О. Собор родной украинской веры / / новые религии Украины. Т. 8. – Киев, 2010. – С. 284-293.

[9] Беднарчик т. формирование основ родноверской религиозной идеологии Владимира Шаяна / / украинское религиоведение. – 2003. – № 27-28. С. 90-100.

[10] Лозко Г. С. Пробужденная Энея. Европейский этнорелигиозный Ренессанс / Галина Сергеевна Лозко. — Харьков: См, 2006. – С. 29.

[11] Лозко Г. Воловник. Православный / Галина Сергеевна Лозко. – К.: Сварог, 2001. – С. 35.

[12] Лозко Г. С. Пробужденная Энея. Европейский этнорелигиозный Ренессанс / Галина Сергеевна Лозко. — Харьков: См, 2006, С. 39 – 40.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие