Встреча с историком Алесем Кравцевичем прошла 1 ноября в этномагазине "Чудня". Hrodna.life записал пять интересных фрагментов из выступления гостя.

Язычество как пиар-шаг

Ученые активно используют язычество в качестве пиар-хода. Лет 10 назад в "Нашей Ниве «были объявления-призывы поучаствовать волонтером в раскопках» языческого капища " на Новогрудчине. Я тем летом с семьей отдыхал как раз в тех окрестностях и решил зайти к своему коллеге Эдуарду Зайковскому. Поднимаюсь на холм-а там площадка 100 на 100 метров. Где же вы видели такое капище-должно быть максимум метров 20-30 в диаметре! Трудно зазвать прямо на раскопки, а вот на исследование капища всегда обеспечено прочное паломничество добровольцев.

Толерантное Понеманье

Северное Понеманье вместе со всем нынешним пограничьем с Литвой является одним из кусков той территории, которая последней во всей Европе приняла христианство. Речь идет о крещении Литвы в конце XIV в. — аж на четыре столетия позже своих соседей!

Традиции толерантности разве самые сильные на Понеманье со всей Беларуси. Ведь когда в наших городах появлялись князья-язычники, как Миндовг в Новогрудке, они не имели обязанности принимать христианство — здесь была сильная традиция сожительства с язычеством. Чего не сказать о старых христианских центрах таких как Полоцк или Витебск.

Гродно основали язычники

Новогрудок, Волковыск и Гродно заложены правдоподобно в конце Х в. во время славянской колонизации, вызванной волной насильственной христианизации. Но в культурных слоях городов Понеманья не найдены вещи христианского культа раньше середины XI в. А значит, на протяжении как минимум половины века в этих городах жили не христиане.

Где было языческое кладбище

Никаких следов языческого культа у Борисоглебской церкви во время раскопок мы не обнаружили. Ну может только косвенные, как, например, склонность к росту лиственных деревьев на Коложском плато — что собственно и сейчас очень четко проявляется.

А еще на площадке у стены церкви во время последних археологических исследований нашли гигантский камень, который позже использовали для памятника Давиду Городенскому. Лично я никогда в окрестностях Гродно не встречал таких размеров валуна. Камень был глубоко зарыт в грунте-кто же его мог закопать, как не монахи в борьбе с извечной верой?

Богатое декорирование полихромией фасадов Борисоглебской церкви является выразительной особенностью, выделяющей отдельную Гродненскую школу зодчества. Некоторые исследователи считают уже даже саму практику такого украшение экстерьера храмов косвенным свидетельством преемственности от художественных наклонностей язычества.

Раскопки у Коложи обнаружили ряд захоронений-христианских. Но вот у стен» нижней " церкви на замке во время раскопок середины ХХ в. было найдено захоронение с балтским инвентарем-возможно, покойник был еще язычником.

Древним и возможно еще языческим местом захоронения было место, которое в средневековье называли "Курганом". Находился этот курган, а скорее всего городской курганный могильник, где-то в районе старых водонапорных башен или Скидельского рынка. Возможно, это место безвозвратно было уничтожено в середине XIX века. рытьем глубокого Яра при прокладывании железной дороги.

Вопрос в том, что язычники преимущественно использовали телосожжение, поэтому даже если и было еще где-то на территории города языческое кладбище, археологам очень трудно их обнаружить.

Языческое в архитектуре

Памятники классицизма и неоклассицизма (сталинского ампира) — прямое подражание архитектуре языческих Греции и Рима. Дворец Максимовича на улице Ожешко, новый замок — чем не храмы античности?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие