Одним из самых важных и самых больших весенних праздников на Руси была Пасха. Отличительной чертой и основным «действующим лицом» этого праздника являлось крашеное яйцо.

Еще с языческих времен яйцо было символом жизни, рождения и возрождения. С древних времен яйцо символизировало плодородие и лад в семье.

В языческие времена на Руси верили в то, что яйцо утки было зародышем всего мира:

«Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-земля сырая, а из верхней встал высокий свод небесный»

В середине апреля славяне в древние времена отмечали свадьбу неба и земли, готовность к плодородию, к посеву. В этот день пекли куличи цилиндрической формы, символизирующие мужское начало и красили яйца как символ мужской силы, а так же делали круглые по форме творожные блюда как символ женского начала. С яйцом связаны и другие обычаи. Так, наши предки писали на птичьих яйцах магические заклинания и молитвы, приносили их на языческие капища, клали к ногам идолов. Восточные славяне посвящали расписанные яйца самому грозному божеству Перуну. Яйцо являлось воплощением весеннего солнца, несущего в себе жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега. А еще яйцо служило нашим предкам символом жизни, потому что именно в нем хранится зародыш петуха — солнечной птицы, которая будило утро.

Почему красят яйца на Пасху? Попробую ответить на этот вопрос.

Самый простой и логичный ответ заключается в том, что во время 40-дневного поста куры не переставали нестись. Чтобы яйца не портились, люди попросту их варили. А чтобы знать, какие яйца сварены, а какие нет, в воду добавляли различные природные красители. В конце поста яиц скапливалось такое количество, что съесть их не представлялось возможным и по этой причине люди раздаривали яйца родственникам и соседям, у которых не было в хозяйстве кур. У крашеных яиц были свои названия: те, что были одного цвета — крашенки, те, что были прокрашены неравномерно — крапанки; а самыми красивыми были писанки – яички, раскрашенные вручную при помощи воска и натуральных красителей.

Вторая легенда гласит, о том, что после вознесения Христа на небо, Святая Мария Магдалена пришла к римскому императору Тиберию возвестить об этом событии. В давние времена было принято во время аудиенции делать императору подношения. Богатые люди приносили драгоценности, бедняки — что могли.

Магдалена принесла самое обычное куриное яйцо и сказала:

«Христос Воскресе!»

На это Тиберий ответил: человек не может воскреснуть и вернуться из мертвых так же, как белое яйцо никогда не станет красным. Именно в это мгновение яйцо на глазах у императора окрасилось в красный цвет и именно от этой легенды пошла традиция красить яйца на Пасху.

Еще по одной легенде традиция красить яйца восходит ко дню появления на свет в день рождения императора Марка Аврелия. Было это во втором веке нашей эры. В этот день одна из куриц в хозяйстве императорского двора снесла яйцо с красными крапинками. Мать императора посчитала это за знамение и именно с тех времен римляне стали традиционно красить яйца.

Обращаясь к историческим документам можно узнать, что первое свидетельство использования яиц на Пасху датируется Х веком и прописано в рукописи, выполненной на пергаменте. Документ этот находится в библиотеке монастыря Св. Анастасии (Фессалоники, Греция). По церковному уставу после молитв на Пасху надлежало читать молитву на благословение яиц и сыра. Читающий, целуя братьев — монахов, раздавал им яйца со словами: "Христос Воскресе!". В XIII в. игумен мог даже строго наказать монаха, если тот на Пасху не съест крашеное яйцо.

Лично мне ближе всех такая версия:

в былые времена, прежде чем начинать посевную, выходили в поле и садились оголенной пятой точкой на землю, чтобы понять, прогрелась ли почва или нет. Только после этого начинали сажать зерно. Но в некоторых регионах водился жучок, который имел в себе особый пигмент и любили кушать того жучка куропатки, живущие и гнездящиеся в полях. Зимовал тот жучок под землей и выбирался на поверхность тогда, когда последняя тонкая корка льда таяла и земля прогревалась. Вот тут-то и встречался жучок с куропатками, любящими полакомиться этим самым жучком, перед тем, как нестись и садиться на яйца. Из-за пигмента, содержащегося в жучке, обычные белые яйца куропатки окрашивались вместе с пометом в бордово-коричневый цвет. Именно благодаря куропаткам и понимали люди, что пора начинать посевную, а чтобы не садиться голым задом на землю, земледельцы просто заглядывали в гнезда и смотрели на цвет яиц. Увидев, что яйца окрашены пигментом жучка, брали одно такое яичко и шли в гости, где с порога дарили хозяевам красивое яйцо, оповещая тех, что пора посевной наступила.

Существовали в былые время и такие забавы, как битье и катание яиц и являлось это Пасхальной традицией. К примеру: два яйца били друг об друга обоими концами. Острый конец называли носочком, тупой — пяткой. Сначала бились носочком, а затем пяткой. Если оба конца разбивались, яичко считалось. Его забирал себе победитель. Разбитое с одного конца яйцо делили пополам. Крашеные яйца катали.

С этой же целью яйца катали по столу навстречу друг другу. Еще одной забавой было катание яиц с бугорка. Скатившееся вниз яйцо должно было удариться о чье-либо из лежащих на земле, тогда играющий забирал себе это яйцо. Если же чье-то яйцо при падении или ударе разбивалось, оно выбывало из игры вместе с играющим. Такая забава имела глубокий символизм: катание означало пробуждение и встречу весны. Именно от катания яиц зародилась русская игра — бабки(о ней я напишу отдельно в цикле заметок традиционных Русских играх и забавах).

Сначала крашеные яйца (затем кости животных овальной формы) выкладывались на кон, выстраиваясь на земле в одну линию. С определенного расстояния игроки бросали в них льняной мяч. Яйцо, которое вышибли, считалось выигранным. Яйцо забирал тот, кто его вышиб.

Для таких забав нужно было выбирать самые крепкие яйца. Их прочность проверяли, стуча ими по зубам. Если звук был глухой, а скорлупа мягкой – выбор считался правильным для игры. Были в те времена и хитрецы, которые через отверстия в скорлупе высасывали содержимое яйца, а потом в него аккуратно заливали древесную смолу. Такая продуманная манипуляция, конечно же, не позволяла яйцу биться.

Самое первое подаренное яичко на Пасху имело обережные свойства, а скорлупа после того, как яйцо съели, не выкидывалась, так как считалась целебной. Пасхальное яйцо клали за божницу и затем по необходимости давали больным, с его помощью тушили пожары, начинали сев, спасали скот от падежа. Хранили такое яйцо до следующей Пасхи.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие